Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 14.09.2009, 03:19 |
ГРЕХ"Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей" (Исх. 32, 33). "Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон" (Лк. 15, 27-28). "Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1, 15). "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сегото и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин. 3, 8). "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). "Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Рим. 6, 12-13). "Возмездие за грех - смерть" (Рим. 6, 23). "Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим. 7, 5). "Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13, 12). "Жало же смерти - грех; а сила греха - закон" (1 Кор. 15, 56). Естество наше заражено грехом...Грех, в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или его вечная смерть, объемлет всех людей без исключения... каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему (111, 157). Естество наше заражено грехом - уже естественно ему рождать из себя противоестественный грех (112, 435). Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 87). Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Преподобный Макарий Египетский (33, 16). Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра. Святитель Григорий Нисский (24, 467). Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природа предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию; вместо любви - распутству; вместо страннолюбия - неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего. Ибо Спаситель сказал, что лучше хромому войти в Царствие (Мф. 18, 8). Конечно, Он повелел не члены отсекать, которые Сам сотворил,- Он учит нас не делать природу виновницей греха (27, 256). Всякий нераскаянный грех - это грех к смерти (27, 112). Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению (28, 155). Возвратись с пути своего, грешник, не делай на нем ни шага вперед, потому что широк и пространен путь погибели. Преподобный Ефрем Сирин (28, 277) Мы еще не стали поклоняться Богу духом и истиной потому, что в мертвенном теле нашем царствует грех. Преподобный Макарий Египетский (33, 187). В первородном грехе семя всех страстей...Преступив заповедь Божию, Адам впал в греховные помышления не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впавшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех. Святитель Афанасий Великий (113,240). Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно - не безначально, не самобытно, не сотворено Богом. Оно есть наше дело и дело лукавого, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Святитель Григорий Богослов (113, 235). Ах, любимое Божие создание, человек! В какое ты состояние, в какое бедствие, в какое бесчестие впал из-за хитрости змия! Где твоя красота, которою Создатель тебя украсил? Где твоя честь, которою Он в начале тебя почтил? Где образ Божий и подобие Божие, по которому ты создан? Где твое блаженство, к которому ты призван? Позавидовал лукавый змий, блаженству нашему и неисцелимо уязвил нас, и лишил нас нашего блаженства. И познали мы добро и зло на опыте: лишились добра - и познали добро; впали во зло - и познали зло; захотели Божественной чести - и .лишились Божиего образа. "Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают" (Пс. 48, 13). Святитель Тихон Задонский (104, 452). Демонами делаются... души, живущие во грехах, не потому, чтобы переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов (35, 800). Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками. Святитель Иоанн Златоуст (46, 1155). Нужно веровать, что в первородном грехе заключается семя всех страстей... и потому не стоит удивляться проявлению и восстанию ни одной страсти. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 527). Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда, по благодати Божией, такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить - бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая, как огонь, жжет бесов и, как стрела, отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, подкидывает воспоминание о прежних удовольствиях и зовет к ним. Не поостерегись только покаявшийся, и от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость - внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобный случай. Представится он, и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчей о вторичном возвращении беса в очищенный и подметенный дом. Епископ Феофан Затворник (115, 738). Грешу я по своей воле...Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит то, что от нас зависит,наша свобода (113, 234). В собственном "смысле зло, то есть грех, зависит от нашего произволения, потому что в нашей воле - или удерживаться от порока, или быть порочным. Святитель Василий Великий (114,234). Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого? Преподобный Ефрем Сирин (28, 244). Тело служит средством и к пороку, и к добродетели, подобно оружию, которое пригодно и на худое, и на доброе, в зависимости от того, в чьем оно употреблении. Так, одним и тем же оружием действуют и воин, подвизающийся за отечество, и разбойник, вооружающийся против граждан. Следовательно, никакое оружие не виновно, а виновен тот, кто употребляет его во зло. То же самое надлежит сказать о плоти. Не по собственной природе, а по расположению души она может быть и тем, и другим. Когда ты с жадностью смотришь на чужую красоту, глаз делается оружием неправды не по своему природному действию, но по лукавству управляющего им помысла, потому что назначение глаза смотреть, а не смотреть лукаво. Обуздай помысел - глаз сделается оружием правды. То же следует сказать о языке, руках и прочих членах. Святитель Иоанн Златоуст (113, 234). Человек, прежде чем грешить, стоит между двумя противоположными силами - Богом и сатаной - и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому. Бог зовет его к добру и отзывает от зла: сатана прельщает и отзывает от добра, склоняет к злу и греху - своему делу. Итак, когда человек слушает Бога и творит добро,- он обращается лицом к Богу. А когда слушает сатану и творит зло,- обращается лицом к сатане, спиной к Богу, и так, отвернувшись от Бога, идет за сатаной. Отсюда можешь видеть, христианин, как тяжко согрешает человек перед Богом, когда обращается к греху, диавольскому делу. Святитель Тихон Задонский (104, 475-476). От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с отверженными духами зарождаются и укрепляются: страсти, может неприметно вкрасться в душу прелесть (108, 291). Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 531). Грех обезображивает душуКоснение в грехе производит в душах неисправимый навык. Застаревшая душевная страсть или утвержденное временем помышление о грехе с трудом излечиваются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как чаще всего случается, пере ходят в природу. Поэтому нужно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу (4, 165). Грехи, будучи... скверной, обезображивают внешность души и повреждают естественную ее красоту (5, 153). Человек сотворен по образу и по подобию Божию, а грех, увлекая душу в страстные пожелания, исказил красоту образа. Святитель Василий Великий (8, 56). Грех делает нас нечувствительными к чести, даруемой нам благодатью, и порождает стремление к бездуховной жизни. Ибо все, совершающееся вне истинного разума, есть бездуховность, а бездуховность и бессмысленность свойственны скотам. Святитель Григорий Нисский (18, 139). Грех иссушает сердце (25, 193). Грех ограничивает ум и запирает дверь ведения. Преподобный Ефрем Сирин (25, 270). Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него. И многие потрудились много, но немногие получили время на совершение труда, будучи скоро пожаты смертью. Один Бог знает, что сотворит с ним в день суда (82, 374-375). Три силы сатаны предшествуют всем грехам: первая - забвение; вторая - нерадение, третья - греховное вожделение. От забвения рождается нерадение, от нерадения - преступное вожделение; человек, увлеченный греховным вожделением, падает. Если ум будет настолько трезвен, что воспротивится забвению, то он не впадет в нерадение; если не вознерадит, то не подчинится вожделению; если не подчинится вожделению, то никогда не падет, с помощью благодати Христовой. Изречения безымянных старцев (82, 394). Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не боимся поступать нечестиво и грешить пред очами Бога, Который зрит сокровенное. Преподобный авва Исаия (34, 192). Мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска, а не боим ся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть (36, 75). Источник и корень, и мать всех зол - грех. Он расслабляет наши тела, он производит болезни (37, 45). Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед (40, 285). Грех, овладев всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в глубины сердца, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает. Святитель Иоанн Златоуст (40, 955). Тело, приобщившись греху, упокоевается в делах плотских, но Дух Божий не находит покоя в плодах греха (55, 117). Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление. Преподобный Исаак Сирин (56, 13). Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести (108, 369). Для гибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям (108, 377). Настолько наша природа повреждена греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для него причиной гордости и гибели (111, 160). Насколько душа выше тела, настолько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом. Насколько дух выше тела, настолько грех, принятый и совершаемый духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом (111,207). Явный грешник, впавший в смертный грех.., способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению безукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собой (111, 278). Когда мысль и сердце наслаждаются грехом и любят как бы осуществлять его мечтанием... такой тайный душевный грех близок ко греху, совершаемому самим делом (111, 469). Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех (112, 115). Как земля, по причине поразившего ее проклятия, не перестает из поврежденного естества своего, сама собою, производить волчцы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления (112, 271). Грехи, по видимости ничтожные, но пренебрегаемые, не исцеленные покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость (112, 392). Когда какой-либо один смертный грех поразит душу человека, тогда все скопище грехов приступает к нему, объявляет свое право на него. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 414). "В одной из синагог учил Он в
субботу. Там была, женщина,
восемнадцать лет имевшая духа
немощи" (Лк. 13, 10-11). "Она была
скорчена и не могла выпрямиться"
(Лк. 13, 11). Всякий грешник,
помышляющий о земном, не ищущий
небесного, не может смотреть вверх,
потому что, предаваясь низшим
пожеланиям, он уклоняется от
прямоты ума своего и всегда видит
только то, о чем помышляет.
Обратитесь к сердцам своим, всегда
наблюдайте, что вы содержите в
своих помышлениях. Один помышляет о
почестях, другой о деньгах, третий о
добыче. Все это внизу; и когда ум в
этом запутывается, он уклоняется от
прямоты своего положения. А
поскольку он не поднимается к
осенению небесному, то никак не
может смотреть вверх, как
скорченная женщина. Святой Каллист повторяет слова святого Златоуста: "Всякий грех есть безумие, и всякий грешник безумец". Этот святой еще яснее показывает, кто безумен. Грешник, притом грешник нераскаянный, не хотящий обратиться к Богу, но впадающий во все большие и тяжкие грехи. Так написано и у Соломона; нечестивый погружается во глубину зол и нерадит о них. (Притч. 19, 16; 21, 10). Такой грешник поистине безумен. Почему он безумен? Потому что (невозможно) знать о смерти, знать о страшном суде и геениском наказании и всего этого не бояться... (Так же как и) слышать о Небесном Царствии, о вечном воздаянии, уготованном для любящих Бога, и не желать всего этого... (103, 225). Если бы кто, видя мать, держащую на
руках сына, похитил сына из ее рук,
бросил на землю и стал попирать
ногами; если бы перед очами матери
он пронзил сердце ребенка, а потом
приступил к матери и, кланяясь ей,
сказал: "Радуйся и будь милостива
ко мне!", будет ли угодно матери
такое поклонение убийцы? Рассудите
сами. Конечно, не будет. Простите, грешные люди, к числу
которых принадлежу и я,
недостойный, простите мне, что
всякого грешника, изживающего дни
свои без покаяния, я назову
бесноватым. Бес живет в
нераскаянном грешнике, как в своем
истинном доме, ибо как в
добродетельном, праведном муже
живет Бог и он в Боге, так и в
окаянном грешнике живет бес и он в
бесе, поскольку, по апостолу: "Кто
делает грех, тот от диавола" (1 Ин.
3, 8). Итак, всякий ожесточенный
грешник - бесноватый. "Все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская,
не есть от Отца" (1 Ин. 2, 16). Гнусное
лицо порока раскрашено разными,
хотя только наружными, но
соблазнительными красками. Он
представляет себя не под видом зла,
а как будто добра, он обещает
великие наслаждения, удовольствия,
выгоды. Он готов тотчас эти
обещания исполнить, как только кто
им поверит. А чтобы его хитрость
была удачнее, он свою соперницу, то
есть добродетель, представляет в
виде угрюмом, жестоком, тяжелом. И
обещания ее ставит под сомнение:
они или не сбудутся никогда, или,
если и сбудутся, то не скоро, и плоть
уже изнурится подвигом, и дух
утомится от ожидания. Лучше,
дескать, пользоваться настоящими
выгодами, сразу получаемыми, чем
теми, которые еще остаются в
надежде, да и требуют великого
терпения, да и вообще сомнительны.
Вот прельщения порока, вот его
подлоги и искушения! Так мы и
привлекаемся ко греху, так и
уклоняемся от добродетели! ОСЛЕПЛЕНИЕ ГРЕХОВНОЕЕсли окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения. Преподобный Ефрем Сирин (26, 102). Те, кто закрывают очи своего сердца толстым покрывалом страстей и, по изречению Спасителя, "не видят глазами, и не уразумеют сердцем" (Ин. 12, 40), едва усматривают даже большие и главные пороки в тайниках своего сердца. А прилогов неуловимых помыслов, скрытых страстей, которые тонким острым 625 жалом уязвляют дух, и пленений души своей не могут видеть совсем, но, всегда блуждая постыдными помыслами, не знают и скорби об этом. Когда отвлекаются от созерцания Бога, которое есть единственное благо, то не скорбят и об этом лишении. Они развлекают свой дух благами, приходящими по их желанию, и вовсе не понимают - к чему, главным образом, должно стремиться или чего всячески желать. Подлинно это доводит нас до того заблуждения, что мы, совсем не зная, что такое истинная безгрешность, думаем, что мы не навлекаем на себя никакой вины праздными непостоянными развлечениями помыслов. Как бы приведенные в исступление или пораженные слепотой, мы ничего не видим в себе, кроме главных пороков. Мы считаем нужным избегать только того, что осуждается строгостью мирских законов. А если хоть немного сознаем, что в этом не виновны, то думаем, что в нас и вовсе нет греха. По близорукости не видя в себе малых, но многих загрязнений, мы совсем не имеем спасительного сокрушения сердца, даже если и касается нас горечь печали. Мы не скорбим, подстрекаемые тонким прилогом тщеславия, не плачем о том, что лениво или холодно воссылаем молитву, не ставим в вину того, что во время псалмопения и молитвы допускаем мысли о другом, кроме самой молитвы и псалма. Многое, о чем стыдно говорить или делать перед людьми, мы не стыдимся принимать сердцем и не боимся, что это открыто для взора Божиего и противно ему... Не плачем и о том, что в самом благочестивом деле - милостыне, когда служим потребностям братии или помогаем нуждающимся, скупость омрачает достоинство доброго дела. Не думаем, что мы терпим вред, когда, оставив память о Боге, помышляем о временном и телесном, так что к нам относится следующее изречение Соломона: "Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал" (Притч. 23, 35). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Феона 50, 591). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф. 7, 6). Эти слова объясняет апостол, когда добавляет к сказанному им иудеям: хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. 2, 23). Господь запретил здесь это бесчестие, которое мы наносим святым словам Господним, преступая их. Следствием этого преступления бывает, что находящиеся вне веры тоже пренебрегают наставлениями Господа и по той же причине с большей смелостью восстают на нас, и преступающего закон Божий как бы растаптывают своими укоризнами и обличениями. Святитель Василий Великий (115, 644). Крайнее окаменение, омертвение и
нечувствительность заключаются в
том, что кто-либо имеет большую
смертельную рану, но не ощущает
болезни. Последнее же безумие
заключается в том, чтобы падать в
яму, в пропасть - и не знать этого
своего падения, не смотреть на него
и не бояться. Это похоже на пьяницу,
безмерно напивающегося, который не
понимает, что с ним делается, бьют
ли его, или он сам, упав, ударился и
ушибся, и не помнит он, как смеются
над ним; ничего этого он не вспомнит
на утро, как говорил о пьяном
человеке еще автор Притч: "Били
меня, мне не было больно; толкали
меня, я не чувствовал" (Притч. 23,
35)....Долготерпеливый Бог, не губящий
грешника с беззакониями его, иногда
милостиво отечески наказывает
его... Но он пребывает в полном
бесчувствии и нерадении: "Били
меня, говорит,- мне не было
больно". Ругают его люди, соседи,
видя его беззаконную жизнь, полную
соблазнов, осуждают, смеются - он же
не беспокоится и об этом:
"Толкали меня, говорит,- я не
чувствовал". Ходит по следам его
смерть, желая нечаянно поразить
его; вслед за ним "диавол ходит,
как рыкающий лев", ища случая
внезапно его поглотить (1 Пет. 5, 8);
открывает и ад огненный уста свои,
чтобы его пожрать; ожесточившийся
же грешник, придя в глубину зол,
пренебрегает всем этим, душа его не
чувствует этого и не боится. Зная
это, возлюбленные, не будем
ожесточать сердца наши леностью,
нерадивостью и бесстрашием, чтобы
не впасть в окамененное
бесчувствие! Святой Давид
увещевает нас: "О, если бы вы ныне
послушали гласа Его: "Не
ожесточите сердца вашего" (Пс. 94,
7-8), не ожесточите, но смягчите,
сокрушите умилением, страхом
Божиим, покаянием. Ослепляет душевные очи всякий
смертный грех, который прощается
отчасти; говорю "отчасти"
потому, что насколько зол грех,
настолько он препятствует действию
благодати Божией, которая есть свет
душевный. Поскольку же всякий
человек грешен, следовательно,
всякий страдает душевной слепотой -
полной или частичной. Частичная
слепота может быть легко исцелена,
полная же исцеляется очень трудно. Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не позволяет человеку видеть Бога, Его судеб и чудес и не по знавать своего бедствия и греховности? Малая ли болезнь - глухота души, не слышащей голоса Божия? Сколько душу ни ударяет голос слова. Божия, она не слышит его. Малая ли немощь - гнев, который сокрушает душу, как лихорадка тело? Посмотри на гневающегося: как он весь дрожит. Когда это заметно на теле, что уж в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, съедают душу так, что и тело бледнеет и истаивает от этих злых болезней. Словом, сколько немощей и болезней в душе, столько греховных и вредных страстей. Что у тела составы или члены, то у души мысли. Слабо и болезненно тело, когда слабы и больны его члены. Больна душа, если у нее дурные мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил ее очи, и не видит она света Божия! Поэтому молится святой Давид: "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118, 18). Заткнул уши ее, и не слышит она слова Божия, и разные другие болезни причинил ей, и оставил бедного человека еле живого, лежащего на пути мира сего (104, 660-661). Вспомни слепого человека, который не видит пути, не знает куда идет, не видит ничего перед собой, не видит ямы, в которую упадет. Подумай и о слепоте душевной, пораженный которою грешник также не видит добра и зла, не знает, куда идет, не видит предстоящей гибели. Страшна телесная слепота, но душевная еще страшнее. Лучше не иметь телесного, чем душевного зрения. Это рассуждение увещевает нас молиться Христу, дающему слепым прозрение: "Призри, услышь меня. Господи Боже мой! Просвети очи мои душевные, да не усну я сном смертным" (Пс. 12, 4). Святитель Тихон Задонский (104, 661). "На суд пришел Я в мир сей,- говорит Господь,- чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9, 39). Невидящие - это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие - это тогдашние книжники, которые, по гордости ума, и сами не веровали, и народу запрещали. Они считали себя зрячими и потому чуждались веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И, стало быть, по истине то Господней они слепы, а народ - зряч. Они точь вточь как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. Истина Христова им темна, а противное этой истине - ложь им кажется ясной: тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: "Неужели и мы слепы?" (Ин. 9, 40). Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и невидения света лежит на них (107, 138-139). Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов, и, однако, всем городом вышли и молили Господа, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8, 28-34). Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объял какой-то неопределенный страх, и они желали только, чтобы Он прошел мимо, куда угодно, только бы не касался их. Это настоящий образ людей, у которых сложился достаточно благоприятный порядок вещей; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить или отменить его, и они боятся сделать какой-нибудь новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, они всячески избегают случаев, которые могли бы привести их к таким убеждениям, чтобы, прикрываясь неведением, спокойно жить в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и святоотеческие книги и заводить беседу о духовных вещах из опасения растревожить свою совесть, которая, пробудившись, начнет понуждать их - одно бросить, другое принять. Епископ Феофан Затворник (107, 197-198). Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, оно способно наделать множество зла, нисколько не подозревая, что делает его (108-456). Любая рассеянность и погруженность, во многие заботы непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою (110, 108). Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против своих невидимых врагов. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности? (108, 374). Страшно не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13) (108, 412). Следствием греховной жизни бывает слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца (109, 119). Один Бог может даровать человеку зрение грехов его. И зрение греха его - зрение его падения, в котором корень, семя, зародыш, совокупность всех человеческих согрешений (109, 118). Увлеченный и ослепленный собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностью, не поймет его как должно, не отречется от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем (111, 159). Грех содержит человека в порабощении только посредством неправильных и ложных понятий... Пагубная неправильность этих понятий состоит... в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что, в сущности, есть убийственное зло (111, 168). Страшны ликования сынов мира и их непрерывающаяся рассеянность и погруженность в заботы о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии - условие гибели (111, 133). Привязанность к веществу и к вещественному преуспеянию легко может всецело объять человека, объять его ум, его сердце, похитить у него все время и все силы: по причине падения моего прильнула к земле душа моя (111, 223). Сын мира и века сего, живущий в так называемом неизменном благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, раз влекаемый непрестанными увеселениями,- увы! забыт, отвергнут Богом (111, 365). Друг мира становится непременно, может быть незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения (112, 306). Любовь к земному вкрадывается в душу, как тать, пользующийся мраком ночи - нерадением, невниманием себе (112, 306). К такому же нравственному бедствию, к какому приводит человека сребролюбие, приводят сластолюбие, славолюбие из этих трех главных страстей составляется любовь к миру сему. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 312). Отчуждение от БогаОтчуждение и удаление от Бога страшнее мучений, ожидаемых в геенне. Это так же страшно, как для глаза - лишиться света или для живого существа - утратить жизнь. Святитель Василий Великий (8, 84). Первый из апостолов, троекратно
отрекшись от Господа, тем самым
указал на грех всех людей,
троекратно отвергших Творца: когда
дана была первая заповедь, когда
был явлен закон писаный и когда
воплотился Бог Слово. И этот грех
Петр исцелил троекратным же
покаянием, показав средство
исцеления болезни, показав, что
избавлением от всех зол явилось
пришествие Господа. | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri | |
Просмотров: 2106 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3 | |
Всего комментариев: 0 | |