Георгий Победоносец.2-я половина XIX в
ГЕОРГИЙ
Победоносец (в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в
христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого
фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних
скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую
мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества.
Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. как о
современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце
восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских
земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого
военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить
истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову.
Это ставит Г. в один ряд с другими христ. мучениками из военного
сословия (Дмитрий Солунский, Фёдор Стратилат, Фёдор Тирон, Маврикий и
др.), которые после превращения христианства в государственную религию
стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства»
и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с
мужеством не на поле брани, а перед лицом палача). Черты блестящего
аристократа («комита») сделали Г. образцом сословной чести: в Византии -
для военной знати, в славянских землях - для князей, в Зап. Европе -
для рыцарей. Иные мотивы акцентируются народным почитанием Г., вышедшим
за пределы христианского круга (визант. легенда повествует о грозном
чуде, научившем арабских завоевателей с почтением относиться к Г.). Г.
выступает как олицетворение животворящей весны («Зелени Юрай»
хорватской обрядности), в связи с чем мусульманские легенды особо
подчёркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Мотив
жизни в смерти, символизирующий христианскую мистику мученичества, но
апеллирующий и к мифологической образности крестьянских поверий, не
чужд и византийской иконографии, изображавшей Г. стоящим на молитве с
собственной отрубленной головой в руках (как на иконе, хранящейся в
Историческом музее в Москве); этот же мотив стал причиной смешения в
мусульм. странах Г. (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени -
«зелёный» - сопоставимо с фольклорным эпитетом Г.) и Илйасом. Весенний
праздник Г. - 23 апреля отмечался в восточноевропейском и
ближневосточном ареалах как сезонный рубеж скотоводческого календаря: в
этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого
весеннего ягнёнка, пели особые песни (ср. костромскую песню: «Мы вокруг
поля ходили, Егорья окликали... Егорий ты наш храбрый..., ты спаси
нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем,
под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя
лукавого»); ритуальный выгон коней султана на пастбище назначался на
этот день дворцовым укладом османской Турции. По-видимому, славянские
народы перенесли на Г. некоторые черты весенних божеств плодородия
вроде Ярилы и Яровита, с чем, возможно, связаны народные варианты его
имени типа Юрий, Юры, Юр (укр.), Еры (белорус.). Русский крестьянин
называл Г. «загонщиком скота» и даже «скотным богом»; впрочем как
покровитель скотовода Г. выступает уже в визант. легенде о чудесном
умножении скота Феописта. Эта линия почитания Г. перекрещивалась с
воинской, княжески-рыцарской линией на мотиве особой связи Г. с конями
(в подвиге драконоборчества он обычно изображается как всадник).
Охраняя скотину и людей от волков, Г. оказывается в славянских поверьях
повелителем волков, которые иногда именуются его «псами». Он отвращает
от человека и домашних животных также змей, что связано с его ролью
змееборца (драконоборца): легенда приписала ему умерщвление
хтонического чудовища, этот популярнейший подвиг богов-демиургов
(напр., Мардука, Ра, Аполлона, Индры, отчасти Яхве) и героев (напр.,
Гильгамеша, Беллерофонта, Персея, Ясона, Сигурда и др.). Повествуется,
что возле некоего языческого города (локализуемого иногда в Ливане,
иногда в Ливии или в др. местах) было болото, в котором поселился
змей-людоед; как всегда в таких случаях, ему выдавали на съедение
юношей и девиц, пока черёд или жребий не дошёл до дочери правителя
города (мотив Андромеды). Когда она в слезах ожидает гибели, Г.,
проезжающий мимо и направляющийся к воде, чтобы напоить коня, узнаёт,
что происходит, и ждёт змея. Самый поединок переосмыслен: по молитве Г.
обессилевший и укрощённый змей (дракон) сам падает к ногам святого, и
девица ведёт его в город на поводке, «как послушнейшего пса» (выражение
из «Золотой легенды» итал. агиографа Иакова Ворагинского, 13 в.).
Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать
проповедь Г. и принять крещение; Г. сражает змея мечом и возвращает
дочь отцу. Этот рассказ, в котором Г. выступает одновременно как
богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник
обречённой невинности, известен уже в низовой, полуофициальной
византийской агиографии. Особой популярностью эпизод драконоборчества
пользовался со времён крестовых походов в Зап. Европе, где он
воспринимался как сакральное увенчание и оправдание всего комплекса
куртуазной культуры. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины
Г., разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время
штурма Иерусалима в 1099 он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с
красным крестом на белом плаще (т. н. крест св. Г., в Англии с 14 в.;
Г. считается св. патроном Англии). «Приключение» битвы со змеем,
бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в
религиозно-назидательную литературу и живопись дух рыцарского романа;
эта специфическая окраска легенды о Г. приобрела особое значение на
исходе западного средневековья, когда приходящий в упадок институт
рыцарства делается предметом нарочитого культивирования (созданный
именно с этой целью ок. 1348 англ. Орден Подвязки был поставлен под
особое покровительство Г.). Тема драконоборчества вытесняет все другие
мотивы иконографии Г., ложится в основу многочисленных произведений
искусства. Интересное исключение представляют русские духовные стихи о
«Егории Храбром», игнорирующие эту тему. В них Г. оказывается сыном
царицы Софии Премудрой, царствующей «во граде Иерусалиме», «на Святой
Руси», его облик наделён сказочными чертами («Голова у Егория вся
жемчужная, по всем Егорие часты звезды»); от «царища Демьянища», т. е.
Диоклетиана, он терпит за веру заточение в подземной темнице в
продолжение 30 лет (как это заточение «во глубок погреб», так и
30-летнее сидение богатыря - постоянные мотивы былин), затем чудесно
выходит на свет и идёт по русской земле для утверждения на ней
христианства. Трёх своих сестёр, коснеющих в язычестве, он видит
заросшими коростой и волосами дикими пастушками волчьей стаи; от воды
крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под
упорядочивающую власть Г. Всё кончается богатырским поединком Г. с
«царищем Демьянищем» и искоренением на Руси (выступающей как эквивалент
эйкумены) «басурманства». С 14 в. изображение всадника на коне
становится эмблемой Москвы (затем входит в герб г. Москвы, а позже - в
состав государственного герба Российской империи). В 1769 в России был
учреждён военный орден св. великомученика и победоносца Георгия, в 1913
военный Георгиевский крест. Среди литературных разработок легенды о Г.
отметим три произведения рус. литературы 20 в. За поэмой («кантатой»)
М. Кузмина «Св. Георгий» стоит религиеведение конца 19 - нач. 20 вв.,
искавшее в христ. апокрифах топику языческих мифов (царевна сама
отождествляет или сравнивает себя с Корой-Персефоной, Пасифаей,
Андромедой и Семелой, у Г. оказываются «Персеев конь» и «Гермесов
петаз»), а также психоанализ, постулирующий для мотива драконоборчества
эротический смысл; фоном служит крайняя перенасыщенность каждой строки
культурно-историческими ассоциациями. Напротив, стихотворение Б.
Пастернака «Сказка» освобождает мотив змееборчества от всего груза
археологической и мифологической учёности, от всех случайных
подробностей (вплоть до имени самого героя), сводя его к наиболее
простым и «вечным» компонентам (жалость к женщине, полнота жизни и
надежды перед лицом смертельной опасности). Наконец прозаическая
«Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова (неоконч.) использует не
общеизвестную тему битвы со змеем, но мотивы русских духовных стихов
(дикие сестры Г., его таинственная власть над волками и т. п.), стремясь
извлечь из них архетипы славянской традиции, с оглядкой на
византийское влияние. Лит.: Кирпичников А. И., Св. Георгий и Егорий
Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды, СПБ.
1879; Веселовский А. Н., Разыскания в области русских духовных стихов,
[r] 2- Св. Георгий в легенде, песне и обряде, СПБ. 1880 («Сборник
отделения русского языка и словесности АН», т. 21, № 2); Рыстенко А.
В., Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской
литературах, @Записки императорского Новороссийского университета»,
1909, т. 112; Костов С., Изображението на св. Георги в българския
народен накит, «Сборник в честь на проф. Л. Милетича», София, 1912;
Алпатов М. В., Образ Георгия воина в искусстве Византии и Древней Руси,
«Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы»,
1956. т. 12; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области
славянских древностей, М., 1974; Кrumbachеr К, Der heilige Georg in der
griechischen Uberlieferung, Munch., 1911. С. С. Аверинцев. Наиболее
значительные из произведений западноевропейской пластики 14-16 вв. на
сюжет «битва Г. с драконом» - скульптурные группы М. и Д. Коложвари и Б.
Нотке, рельеф М. Коломба; Донателло создал статую Г. В живописи к
сцене битвы Г. с драконом обращались П. Уччелло, А. Мантенья, В.
Карпаччо, М. Шонгауэр, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, А.
Альтдорфер и др. Чрезвычайной популярностью пользовался святой в
русской иконописи: многочисленные иконы (особенно новгородские 12-16
вв.) изображают «Чудо Г. о змие»; распространены были также иконы «Г. в
житии». Столь же популярен был святой и в Грузии (см. Гиорги),
считавшийся покровителем страны (фреска конца 12 - нач. 13 вв. в храме
монастыря Кинцвиси, многочисленные произведения чеканки по металлу).
Источник: В кн.:
Мифы народов мира, Москва, 1980. (2-ое изд.: Москва, 1987; вариант в
кн.: Мифологический словарь, Москва, 1990.) |