Многовековой традицией Православной Церкви является поминовение усопшего в 3‑й, 9‑й и 40‑й день после его смерти
История происхождения этой традиции следующая. Доктор церковной
истории М. Н. Скабалланович, автор «Толкового Типикона», отмечает,
что «в III веке не полагалось еще резкой грани между памятью мучеников
и поминовением обыкновенных умерших». Священноисповедник епископ
Афанасий (Сахаров) в своем труде «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви»
говорит, что «в IV веке для поминовения обыкновенных усопших,
как нуждающихся в усиленных молитвах о них, устанавливается более
частое поминовение их, особенно в ближайшее ко дню кончины время».
В V в. «Апостольские постановления» для поминовения усопших назначают
3‑й, 9‑й, 40‑й дни и годовщину смерти: «Совершайте же и третины
почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день,
и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему
образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину
о памяти почившего. И пусть раздаются из имения его нищим в поминовение
его».
Святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник
Пространно о днях поминовения усопшего говорит преподобный Макарий
Александрийский (IV в.) в своем «Слове о исходе душ праведников
и грешников». Явившийся преподобному ангел рассказал, что делает душа
умершего в первые 40 дней после смерти.
«Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего
получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует
от разлучения с телом… В продолжение двух дней позволяется душе вместе
с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому
душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась
с телом, иногда около гроба, в котором положено тело… А добродетельная
душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В
третий же день Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых, повелевает,
в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской
на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет
обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные
и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа
шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого — Бога.
Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела,
будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых
начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Как я суетилась
в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть
жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было
и мне удостоиться этой благости… По рассмотрении же в продолжение шести
дней всех радостей праведных она опять возносится ангелами
на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день
службы и приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отнести душу в ад
и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада
и разнообразные нечестивых мучения… По этим различным местам мук душа
носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной
на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение
к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место…
Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших
и приявших Крещение».
По традиции, поминовение усопшего соединяется с приготовлением кутии или колива,
посещением места погребения и поминальной трапезой. В день памяти
почившего или накануне мы приходим в храм, где заказываем службу
о упокоении почившего. В указанное время собираемся в церкви на общую
молитву. По обычаю, совершается Божественная литургия и панихида.
На панихидный стол, который еще называется «канон», или «канун»,
и находится в левой части храма, приносим кутию.
Святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших
близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в
своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас
одновременно молить Господа и об упокоении всех преждепочивших
православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших
сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых
мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен,
мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать
такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине
будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых
никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, —
молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века. Заказ треб на Святой Земле
· Поминовение на Божественной Литургии · Водосвятный молебен · Молебен о здравии · Молитва об упокоении · Молитва о здравии · Неусыпаемая псалтирь · Свеча о упокоении · Свеча о здравии · Сорокоуст о упокоении · Сорокоуст о здравии · Панихида |