«Псалом, - говорит святитель Василий
Великий, - это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает
раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает
мятежные и волнующие помыслы. Псалом - посредник дружбы, единение между
далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом
того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет
нам одно из величайших благ - любовь».
История составления и поэзия Псалтири
Псалтирион, по-гречески, -
струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой
древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения, получившие
отсюда название псалмов, а сборник их стал называться Псалтирью. В одну
книгу псалмы были объединены в V веке до Рождества Христова. Эта книга
в ее еврейском оригинале представляет собой собрание гимнов
религиозно-лирического содержания и настроения, которые исполнялись при
богослужении в древнем Иерусалимском храме в эпоху государственной
самостоятельности Иудейского царства. Поэтому они получили
необыкновенно широкое распространение как в дохристианскую эпоху, так и
особенно во время раннего христианства.
Псалтирь была переведена на славянский язык с греческого в
первоначальный период развития письменности на Руси святыми Кириллом и
Мефодием - ведь без ее текста невозможно было совершать ни одной
церковной службы. Поскольку еще в раннехристианскую эпоху Псалтирь
удовлетворяла различным потребностям, существовали редакции этой книги,
зависящие от ее практического назначения. Так возникли основные типы
псалтирных текстов: Псалтирь следованная (или "с восследованием"),
применявшаяся при церковном служении, и Псалтирь толковая (с
толкованиями текста, составленными Афанасием Александрийским, Феодоритом
Киррским и другими раннехристианскими авторами). В первой половине XVI
в. в Москве был сделан новый перевод с греческого языка толковой
Псалтири Максимом Греком (Триволисом).
Тексты 150 псалмов, составляющих Псалтирь, были переведены с еврейского
языка на греческий вместе с другими частями Септуагинты (перевод книг
Ветхого Завета семьюдесятью толковниками). К ним был прибавлен
дополнительно 151-й псалом, раскрывающий жизнь Давида, царя и поэта,
именем которого надписана значительная часть псалмов. Несмотря на то,
что они известны под именем Давидовых, нет указаний на то, что все они
принадлежат царю и пророку. Святитель Афанасий Великий считает, что в
надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Давидом
были избраны четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь
служащих им. Поэтому, как видно из надписаний, встречаются псалмы этих
четырех начальников. Таким образом, когда сказано: псалом сыном
Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; это значит, что они и воспевают псалом.
Когда сказано: псалом Асафов или Идифумов, тогда показывается, что
псалом этот изречен самим Асафом или Идифумом. Если говорится: псалом
Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано:
псалом Давиду, это значит, что другими изрекается о Давиде.
В Псалтири из 150 псалмов часть относится к Спасителю - Господу Иисусу
Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология - учение о
спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия,
с еврейского, значит - Спаситель). Различают псалмы мессианские в
прямом и в прообразовательном смысле. Первые говорят о грядущем Мессии -
Господе Иисусе Христе. Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого
Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый
Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь.
Чтение неусыпаемой Псалтири у Порога Судных Врат
Уже в раннехристианскую эпоху
греческий перевод Псалтири лег в основу христианской литургии и
гимнологии. В составе так называемых "вседневных" служб (полунощницы,
утрени, часов, вечерни и повечерия) используется около 50 отдельных
псалмов. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято
деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в
домашнем (келейном) правиле на 20 разделов - кафизм (кафисм), от греч.
«кафизо» - «сижу», каждая из которых делится на три «Славы», или
статии.
Псалмы насыщены
подлинным поэтическим чувством, сохраненным и в их славянском переводе.
Они служили источником вдохновения для всех без исключения русских
авторов вплоть до XVIII в. - от митрополита Илариона и авторов "Повести
временных лет" до Ломоносова и Державина, да и в XIX - XX вв. отзвуки
поэзии псалмов слышатся в стихах и Пушкина, и Лермонтова, и Языкова, и
Федора Глинки, и Бунина.
Сущность поэтического строя псалмов - смысловой и синтаксический
параллелизм (прямой или обратный) каждого составляющего их стиха. Эта
поэтическая структура легла в основу всей древневосточной поэзии, а
затем стала ведущей и в византийской гимнологии, и в славяно-русской
оригинальной поэзии.
Псалтирь служила не только богослужебной книгой, но и главным учебником.
По ней до XIX в. включительно учили читать и писать, что хорошо
известно и что лишний раз доказывают недавно найденные грамоты на
бересте: одна из них принадлежит новгородскому мальчику Онфиму,
учившемуся в XIII в. и выписавшему на бересту текст службы "великого
повечерия". Все это неизменно поддерживало популярность Псалтири в
средневековом обществе, и поэтому количество древних рукописей Псалтири
значительно больше, чем всех остальных текстов, и уступает только
спискам Евангелия.
Традиции чтения Псалтири
В древней Церкви за
богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя,
полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во
время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли
песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во
время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален»,
«седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма»
оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы
славянским словом «седальны».
В храме псалмы читаются ежедневно за
всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь
прочитывается в течение каждой недели, то есть седмицы, а Великим
постом - дважды в течение седмицы.
Домашнее молитвенное правило
находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым:
утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и
внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы
завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за
богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число
псалмов при этом может быть различным - в зависимости от намерений и
возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники церкви
предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным
условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и
чистоту сердца. Чтение Псалтири приносит великое утешение, ибо это
чтение приемлется как умилостивительная жертва во очищение грехов как
читаемых, так и поминаемых. Как пишет святитель Василий Великий,-
«Псалтирь... за весь мир Бога молит».
Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастырях,
храмах почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с
подачей милостыни. Но, как пишет святитель Афанасий (Сахаров), гораздо
полезнее, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично
хотим потрудиться, не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения
Псалтири будет жертвой Богу не только за поминаемых, но и за самих,
приносящих ее, трудящихся в чтении. Читающие Псалтирь получают от слова
Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются,
поручая другим это доброе дело, и сами чаще всего не присутствуя даже
при нем.
Чтения Псалтири прихожанами
Псалтирь - это обращение
человека к Богу. Она называется «Книгой Хвалений» или «Книгой Молитв».
Поэтому соборное чтение Псалтири с общим поминовением - это молитвенное
правило на каждый день поста. Существует традиция соборного
(храмового) чтения Псалтири, обычно во время поста. Число читающих
Псалтирь равно числу кафизм Псалтири, и при этом ими за один день
прочитывается полностью вся Псалтирь, а за время поста каждым читающим
Псалтирь полностью прочитывается 1 или 2 раза. По каждой славе
молящиеся поминают друг друга, а также родных и близких друг друга,
духовенство - наставников и служителей храма.
Такое соборное чтение псалтири объединяет и сплачивает людей, укрепляет
духовно, служит и утешением в скорбях. «Яко Псалмы молят о грядущих,
воздыхают о настоящих, каются о минувших, радуются о благих делах,
радость Небесного Царствия вспоминают» (Августин Учитель).
Духовная польза чтения Псалтири
Ни одно молитвословие не может
сравниться с Псалтирью из-за ее всеобъемлющего характера. Греческий
философ и монах Евфимий Зигабен называет Псалтирь «...общедоступной
лечебницей, где излечивается всякая болезнь. Причем удивительно то, что
ее слова приличествуют всем людям - особенность, свойственная одной
этой книге, которая представляет собой изобилие всякого созерцания и
правил жизни, общественную сокровищницу наставлений, содержащую в себе
при этом только то, что полезно.
Чтение псалмов - это собеседование с Богом, назидание души и
поддерживание ненарушимой памяти божественных слов. Для начинающих
учение - это самое первое и основное наставление, для успевающих в
учении - приращение познаний, для оканчивающих - утверждение в
приобретенных познаниях. Псалом - это неодолимый щит, самое лучшее
украшение для начальников и находящихся под начальством, для воинов и
для людей вовсе незнакомых с военным искусством, для образованных и
необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах
государственных, для священников и мирян, для живущих на суше и
островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и для
не знающих вовсе никакого ремесла, для мужчин и женщин, для старцев и
юношей, для людей всякого происхождения, возраста, положения в свете,
для людей всякой профессии.
Псалом для человека - это совершенно то же, что веяние воздуха, или
разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь
такое, что всем и необходимо и полезно. В высшей степени удивительно то,
что работающие, не отвлекаясь пением псалмов от своей работы,
облегчают этим ее трудность».
«Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии
Христовом по плоти, есть угроза суда Божия. Здесь внушается надежда
воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны».
Все это сказал святитель Василий Великий ни о чем ином, как о великой,
неистощимой и всеобщей сокровищнице - Псалтири.
Заказ треб на Святой Земле
· Поминовение на Божественной Литургии · Водосвятный молебен · Молебен о здравии · Молитва об упокоении · Молитва о здравии · Неусыпаемая псалтирь · Свеча о упокоении · Свеча о здравии · Сорокоуст о упокоении · Сорокоуст о здравии · Панихида
|