Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 17:53
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мои файлы [346]
Заказ церковных треб в Иерусалиме [38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Православные праздники

Главная » Файлы » Мои файлы

Цар­ст­во-го­су­дар­ст­во и дер­жа­ва
[ ] 03.03.2011, 09:55

f3410c040d264ee399fc8af3893dd089_full.jpg

«Бо­же, ца­ря хра­ни!
Силь­ный, дер­жав­ный,
Цар­ст­вуй во сла­ву нам,
Цар­ст­вуй на страх вра­гам,
Царь пра­во­слав­ный;
Бо­же, ца­ря хра­ни!»
Ва­си­лий Ан­д­рее­вич Жу­ков­ский, «На­род­ные пес­ни»

По­сле кня­зя и его об­лас­ти, кня­же­ст­ва, поя­ви­лись три очень важ­ных по­ня­тия: го­су­дарь и го­су­дар­ст­во, царь и цар­ст­во и, на­ко­нец, са­мо­дер­жец и дер­жа­ва.

 

573335e8c3de0e525c5b95e6dfad928f_full.jpg

Го­су­дарь, гос­по­дин, гос­по­дарь эти сло­ва бы­ли из­вест­ны из­дав­на и оз­на­ча­ли од­но и то же – хо­зя­ин. Го­су­дар­ст­во – это то, чем вла­де­ет гос­по­дин, ве­щью или зем­лей. С уси­ле­ни­ем Мо­с­ков­ско­го кня­же­ст­ва по­ня­тие гос­по­ди­на, го­су­да­ря ста­ло об­ре­тать иной смысл – хо­зяи­на Рос­сии.

bab36c9f623cfeee0a09a964f845842e.jpg

Впер­вые ти­тул го­су­да­ря был офи­ци­аль­но за­кре­п­лен за Ива­ном Треть­им. Го­су­да­рем име­но­ва­ли не толь­ко ве­ли­ко­го кня­зя или ца­ря. Даль пи­шет, что так име­но­ва­ли мно­гих свет­ских вла­дык: им­пе­ра­то­ра, ца­ря, ко­ро­ля, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях вла­де­тель­но­го гер­цо­га или кня­зя. При­чем «го­су­дарь» стоя­ло пе­ред ти­ту­лом: «Го­су­дарь Им­пе­ра­тор». Или вме­сто ти­ту­ла - «Го­су­дарь Петр Ве­ли­кий».

4cdc04cde188763e0adbecf0af241bce_full.jpg

К ца­рю об­ра­ща­лись, на­зы­вая его «Все­ми­ло­сти­вей­ший Го­су­дарь»; к князь­ям - «Ми­ло­сти­вей­ший Го­су­дарь», к ос­таль­ным – «Ми­ло­сти­вый Го­су­дарь». Поз­же у нас все ста­ли пи­сать с ма­лень­кой бу­к­вы, в том чис­ле и «ми­ло­сти­во­го гос­по­ди­на». 

cb8ad81919c610cd040bd7c3da9a8146_full.jpg

 

Су­дарь и су­да­ры­ня – усе­чён­ная фор­ма об­ра­ще­ния, упот­реб­ля­лась в уст­ной ре­чи. Сло­во Го­су­дарь – в зна­че­нии выс­ше­го ли­ца в го­су­дар­ст­ве, жи­во во мно­гих рус­ских по­сло­ви­цах: «один Бог, один го­су­дарь», «од­но­му Бо­гу го­су­дарь от­вет дер­жит», «нель­зя быть зем­ле Рус­ской без го­су­да­ря», и «не Мо­ск­ва го­су­да­рю указ, го­су­дарь Мо­ск­ве».

Де­тей го­су­да­ря в ста­ри­ну на­зы­ва­ли го­су­да­ри­чем и го­су­да­рыш­ней. Са­ма идея го­су­дар­ст­ва бы­ла не­раз­рыв­но свя­за­на с Го­су­да­рем – толь­ко он и мог «го­су­да­рить», то есть вер­шить прав­ле­ние. Вла­ди­мир Даль пи­шет: «Го­су­дар­ст­во цар­ст­во, им­пе­рия, ко­ро­лев­ст­во, зем­ля, стра­на под управ­ле­ни­ем го­су­да­ря». Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли нет Го­су­да­ря, то и стра­на долж­на на­зы­вать­ся как-то ина­че.
В рус­ских сказ­ках час­то сто­ит двой­ное на­име­но­ва­ние цар­ст­во-го­су­дар­ст­во: «В не­ко­то­ром цар­ст­ве, в не­ко­то­ром го­су­дар­ст­ве...». Го­су­дарь – это хо­зя­ин зем­ли, а кто та­кой царь? Сло­во это по­па­ло в Рос­сию из Ви­зан­тии, а ту­да оно при­шло из За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии, ко­то­рой пра­ви­ли це­за­ри, про­зван­ные по име­ни Гая Юлия Це­за­ря (100 - 44 го­ды до н.э.). Точ­но так­же в За­пад­ной Ев­ро­пе ти­тул ко­ро­ля про­изо­шел от име­ни во­ж­дя фран­ков Кар­ла Ве­ли­ко­го (по-ла­ты­ни его имя зву­чит Ка­ро­лус, 742-814 го­ды).
И тут важ­но по­нять, что князь, пусть и зо­вут его го­су­да­рем, не идет ни в ка­кое срав­не­ние с ца­рём. Кня­зем че­ло­век ста­но­вит­ся по ро­ж­де­нию, а цар­ское дос­то­ин­ст­во – от Бо­га, это не толь­ко зем­ная, но и не­бес­ная власть. Царь не толь­ко на­ме­ст­ник Бо­га на зем­ле, он и сам от­час­ти бо­же­ст­ве­нен. Го­во­ри­ли: «Царь зем­ной под Ца­рем не­бес­ным хо­дит». Ни­ко­му не при­шло бы в го­ло­ву оби­тель Гос­по­да на­звать кня­же­ст­вом, лишь цар­ст­вом – Цар­ст­вом Не­бес­ным. Ну, а князь мi­ра се­го – тот, чье­го име­ни вспо­ми­нать не хо­чет­ся.
При­ня­то счи­тать, что в 1547 го­ду пер­вым рус­ским ца­рем стал сем­на­дца­ти­лет­ний Иван IV Гроз­ный. Офи­ци­аль­но ти­тул «царь» про­су­ще­ст­во­вал 174 го­да и в 1721 го­ду был за­ме­нен на «им­пе­ра­тор». Все это и вер­но, и не­вер­но. Книж­ное сло­во «це­сарь» бы­то­ва­ло за­дол­го до Ива­на Гроз­но­го. Так на­зы­ва­ли Ан­д­рея Бо­го­люб­ско­го и Дмит­рия Дон­ско­го. Дей­ст­ви­тель­но, оба эти кня­зя не ук­ла­ды­ва­лись в обыч­ные рам­ки, слиш­ком ве­лик был мас­штаб их лич­но­сти и ве­ли­ки их де­ла, со­вер­шен­ные на бла­го Рос­сии.
По­это­му в «Жи­тии Дмит­рия Дон­ско­го» ав­тор впол­не ло­гич­но пи­шет: «Ко­му упо­доб­лю ве­ли­ко­го се­го кня­зя – рус­ско­го ца­ря, дер­жа­те­ля зем­ли». Ну, и же­на Дмит­рия, княж­на Ев­до­кия, об­ра­ща­лась к не­му: «Ца­рю мой ми­лый!» На­звать кня­зя ца­рём это "серьёз­но". Это бы­ло срав­не­ние с Ца­рём Не­бес­ным.
Не смот­ря на вве­де­ние в Рос­сии в об­ра­ще­ние им­пе­ра­тор­ско­го ти­ту­ла, на­род и по­сле 1721 го­да про­дол­жал им­пе­ра­то­ра или им­пе­рат­ри­цу име­но­вать ца­рём или ца­ри­цей. Сло­во, «им­пе­ра­тор» ни­че­го не го­во­ри­ло рус­ско­му уму, иное де­ло царь – он на­ме­ст­ник Бо­га на зем­ле, а по­то­му он не мо­жет быть не­пра­вед­ным. Иное де­ло его ок­ру­же­ние, оно-то не от Гос­по­да, а по­то­му: «Жа­лу­ет царь, да не жа­лу­ет псарь».
Рус­ский на­род не зря на­зы­ва­ли ца­ре­лю­би­вым. Об этой люб­ви – рус­ские по­сло­ви­цы: «без ца­ря на­род си­ро­та», «на­род ду­ма­ет, а царь ве­да­ет», «ни­кто про­тив Бо­га да про­тив ца­ря», «без Бо­га свет не сто­ит - без ца­ря зем­ля не пра­вит­ся», «где царь, тут и прав­да», «вся­кая вещь пе­ред ца­рём не ута­ит­ся», «Бог по­ми­лу­ет, а царь по­жа­лу­ет», «ца­рёво око ви­дит да­ле­ко», «серд­це царево в руце Бо­жи­ей», «гнев ца­рев - по­сол смер­ти».

А те­перь о дер­жа­ве. Стран­ным об­ра­зом, может показаться, что ещё в древ­ние вре­ме­на в па­мять всех зем­ных на­ро­дов впе­ча­тал­ся об­раз Бо­га или Его по­слан­ца. На го­ло­ве у не­го был ве­нок цве­тов, в пра­вой ру­ке муж­чи­на дер­жал по­сох, в ле­вой сжи­мал яблоко. Никакие со­бы­тия ми­нув­ших ты­ся­че­ле­тий так и не смог­ли уничтожить этот об­раз и пра­ви­те­ли – кем бы и ко­гда они не пра­ви­ли, име­ли при се­бе имен­но эти ре­га­лии: ко­ро­ну на го­ло­ве, ски­петр в пра­вой ру­ке и зо­ло­тое яб­ло­ко – дер­жа­ву, в ле­вой. Без этих ат­ри­бу­тов выс­шей вла­сти ко­роль не ко­роль и царь не царь. Ну, а ес­ли правитель, то не­го­же ему в ру­ках про­стую пал­ку и яб­ло­ко дер­жать.

Цар­ст­во-го­су­дар­ст­во и дер­жа­ва
Ста­ли из­на­чаль­но про­стые ре­га­лии ук­ра­шать. На­при­мер, рус­ский ски­петр ук­ра­ша­ет один из са­мых зна­ме­ни­тых в ми­ре брил­ли­ан­тов – Ор­лов. Этот дра­го­цен­ный ка­мень име­ет фор­му мно­го­гран­ной ро­зы и про­ис­хо­дит из Ин­дии, где был гла­зом од­ной из ста­туй бо­га Брах­мы. Ка­ким-то об­ра­зом он ока­зал­ся у пер­сид­ско­го ша­ха На­ди­ра. Пол­ное имя это пра­ви­те­ля Аф­шар На­дир-Шах (1688-1747).
Он из­гнал из род­но­го Ира­на за­хват­чи­ков – ту­рок и аф­ган­цев. Но на ос­во­бо­ж­де­нии ро­ди­ны не ос­та­но­вил­ся, а за­хва­тил боль­шие тер­ри­то­рии в Ин­дии, Сред­ней Азии и в За­кав­ка­зье. Во вре­мя этих бое­вых по­хо­дов к не­му и по­пал зна­ме­ни­тый брил­ли­ант. Шах был убит в 1747 го­ду, а его со­кро­ви­ще ока­за­лось в ру­ках фран­цуз­ско­го сол­да­та. По­сле мно­гих при­клю­че­ний ка­мень был ку­п­лен в 1794 го­ду гра­фом Ор­ло­вым для им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой.
Дру­гой зна­ме­ни­тый ка­мень – Ко­хи­нор, ук­ра­ша­ет анг­лий­скую ко­ро­ну.
На­до ска­зать, что у рус­ских ца­рей и им­пе­ра­то­ров бы­ло мно­го ко­рон. Кро­ме зна­ме­ни­той Шап­ки Мо­но­ма­ха, бе­реж­но со­хра­ня­ют­ся в Крем­ле ко­ро­ны:1)Вла­ди­ми­ра свя­то­го;2) ка­зан­ская, за­ка­зан­ная Ио­ан­ном Гроз­ным для кре­ще­ния ка­зан­ско­го ца­ря Еди­ге­ра и от­прав­лен­ная по­сле смер­ти по­след­не­го в Мо­ск­ву; 3) ас­т­ра­хан­ская, сде­лан­ная в 1627 го­ду по за­ка­зу ца­ря Ми­хаи­ла Фео­до­ро­ви­ча; 4) си­бир­ская (аль­та­бас­ная шап­ка), сде­лан­ная из зо­ло­той пар­чи; за­ка­за­на в 1684 го­ду; 5) тав­ри­че­ская (или шап­ка Мо­но­ма­ха вто­ро­го раз­ря­да), из­го­тов­лен­ная в 1682 го­ду для ко­ро­на­ции Пет­ра Ве­ли­ко­го; 6) брил­ли­ан­то­вая Пет­ра Ве­ли­ко­го, не­мец­кой ра­бо­ты, ук­ра­шен­ная спе­ре­ди дву­мя дву­гла­вы­ми ор­ла­ми; 7) ал­маз­ная К. Ио­ан­на Алек­сее­ви­ча.
Кро­ме ко­ро­ны и ски­пет­ра к выс­шим ре­га­ли­ям вла­сти от­но­си­лись: дер­жа­ва, го­су­дар­ст­вен­ный меч, го­су­дар­ст­вен­ная пе­чать и го­су­дар­ст­вен­ный щит. Дер­жа­ва – это зо­ло­той шар, ко­то­рый еще на­зы­ва­ют ца­ре­вым яб­ло­ком. Быв­ший не­ко­гда у на­стоя­ще­го яб­ло­ка че­ре­нок древ­ние гре­ки за­ме­ни­ли ми­ниа­тюр­ной фи­гур­кой бо­ги­ни по­бе­ды Ни­ки. По­сле при­ня­тия ев­ро­пей­ски­ми стра­на­ми хри­сти­ан­ст­ва, Ни­ка ус­ту­пи­ла ме­сто на ша­ре кре­сту.

3ecefd9d7ca7e4acde57cf44f241bae9_full.jpg

На Ру­си дер­жа­ва как сим­вол вла­сти упот­реб­ля­лась еще при Фе­до­ре Ио­ан­но­ви­че (1557-98), по­след­нем рус­ском ца­ре из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей.
По­след­няя дер­жа­ва бы­ла из­го­тов­ле­на для ко­ро­на­ции им­пе­ра­то­ра Пав­ла. Она сде­ла­на из си­не­го яхон­та и от­де­ла­на брил­ли­ан­та­ми (яхон­та­ми у нас в ста­ри­ну на­зы­ва­ли два кам­ня – ру­бин и сап­фир; дер­жа­ва – из си­не­го сап­фи­ра).

«Дер­жа­ва в сво­ем из­на­чаль­ном зна­че­нии», - как пи­шет В. Даль, - уход и за­бо­та. Царь, са­мо­дер­жец – тот, кто дер­жит свою зем­лю, за­бо­тит­ся о ней и своем на­ро­де. Кро­ме то­го, дер­жа­ва – это под­держ­ка со сто­ро­ны все­мо­гу­ще­ст­ва: Гос­подь и есть «сла­ва, честь и дер­жа­ва кре­по­сти».

f9cd12133d094ce2ebdf8042e4aa731b_full.jpg

Итак, го­су­дарь – это хо­зя­ин зем­ли. Как царь он осу­ще­ст­в­ля­ет Бо­же­ст­вен­ную власть, а как са­мо­дер­жец за­бо­тит­ся о сво­ем на­ро­де и зем­ле.

Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Просмотров: 2039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru