«Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй во славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь православный; Боже, царя храни!» Василий Андреевич Жуковский, «Народные песни» После князя и его области, княжества,
появились три очень важных понятия: государь и государство,
царь и царство и, наконец, самодержец и держава.
Государь,
господин, господарь эти слова были известны издавна и
означали одно и то же – хозяин. Государство – это то, чем
владеет господин, вещью или землей. С усилением
Московского княжества понятие господина, государя стало
обретать иной смысл – хозяина России.
Впервые
титул государя был официально закреплен за Иваном Третьим.
Государем именовали не только великого князя или царя.
Даль пишет, что так именовали многих светских владык:
императора, царя, короля, а в некоторых случаях
владетельного герцога или князя. Причем «государь» стояло
перед титулом: «Государь Император». Или вместо титула -
«Государь Петр Великий».
К
царю обращались, называя его «Всемилостивейший Государь»;
к князьям - «Милостивейший Государь», к остальным –
«Милостивый Государь». Позже у нас все стали писать с
маленькой буквы, в том числе и «милостивого господина».
Сударь
и сударыня – усечённая форма обращения, употреблялась в
устной речи. Слово Государь – в значении высшего лица в
государстве, живо во многих русских пословицах: «один Бог,
один государь», «одному Богу государь ответ держит», «нельзя
быть земле Русской без государя», и «не Москва государю указ,
государь Москве». Детей
государя в старину называли государичем и государышней.
Сама идея государства была неразрывно связана с
Государем – только он и мог «государить», то есть вершить
правление. Владимир Даль пишет: «Государство царство,
империя, королевство, земля, страна под управлением
государя». Действительно, если нет Государя, то и страна
должна называться как-то иначе. В русских сказках часто
стоит двойное наименование царство-государство: «В
некотором царстве, в некотором государстве...». Государь –
это хозяин земли, а кто такой царь? Слово это попало в Россию
из Византии, а туда оно пришло из Западной Римской империи,
которой правили цезари, прозванные по имени Гая Юлия Цезаря
(100 - 44 годы до н.э.). Точно также в Западной Европе титул
короля произошел от имени вождя франков Карла Великого
(по-латыни его имя звучит Каролус, 742-814 годы). И тут важно
понять, что князь, пусть и зовут его государем, не идет ни в
какое сравнение с царём. Князем человек становится по
рождению, а царское достоинство – от Бога, это не только
земная, но и небесная власть. Царь не только наместник Бога на
земле, он и сам отчасти божественен. Говорили: «Царь земной
под Царем небесным ходит». Никому не пришло бы в голову
обитель Господа назвать княжеством, лишь царством – Царством
Небесным. Ну, а князь мiра сего – тот, чьего имени вспоминать
не хочется. Принято считать, что в 1547 году первым русским
царем стал семнадцатилетний Иван IV Грозный. Официально
титул «царь» просуществовал 174 года и в 1721 году был
заменен на «император». Все это и верно, и неверно. Книжное
слово «цесарь» бытовало задолго до Ивана Грозного. Так
называли Андрея Боголюбского и Дмитрия Донского.
Действительно, оба эти князя не укладывались в обычные
рамки, слишком велик был масштаб их личности и велики их дела,
совершенные на благо России. Поэтому в «Житии Дмитрия
Донского» автор вполне логично пишет: «Кому уподоблю
великого сего князя – русского царя, держателя земли». Ну, и
жена Дмитрия, княжна Евдокия, обращалась к нему: «Царю мой
милый!» Назвать князя царём это "серьёзно". Это было сравнение с
Царём Небесным. Не смотря на введение в России в
обращение императорского титула, народ и после 1721 года
продолжал императора или императрицу именовать царём или
царицей. Слово, «император» ничего не говорило русскому
уму, иное дело царь – он наместник Бога на земле, а потому он
не может быть неправедным. Иное дело его окружение, оно-то не
от Господа, а потому: «Жалует царь, да не жалует псарь». Русский
народ не зря называли царелюбивым. Об этой любви – русские
пословицы: «без царя народ сирота», «народ думает, а царь
ведает», «никто против Бога да против царя», «без Бога свет не
стоит - без царя земля не правится», «где царь, тут и правда»,
«всякая вещь перед царём не утаится», «Бог помилует, а царь
пожалует», «царёво око видит далеко», «сердце царево в руце
Божией», «гнев царев - посол смерти».
А теперь о
державе. Странным образом, может показаться, что ещё в древние
времена в память всех земных народов впечатался образ Бога
или Его посланца. На голове у него был венок цветов, в правой
руке мужчина держал посох, в левой сжимал яблоко. Никакие
события минувших тысячелетий так и не смогли уничтожить этот
образ и правители – кем бы и когда они не правили, имели при
себе именно эти регалии: корону на голове, скипетр в правой
руке и золотое яблоко – державу, в левой. Без этих атрибутов
высшей власти король не король и царь не царь. Ну, а если
правитель, то негоже ему в руках простую палку и яблоко
держать.
Царство-государство и держава Стали
изначально простые регалии украшать. Например, русский
скипетр украшает один из самых знаменитых в мире бриллиантов
– Орлов. Этот драгоценный камень имеет форму многогранной
розы и происходит из Индии, где был глазом одной из статуй бога
Брахмы. Каким-то образом он оказался у персидского шаха
Надира. Полное имя это правителя Афшар Надир-Шах (1688-1747). Он
изгнал из родного Ирана захватчиков – турок и афганцев. Но
на освобождении родины не остановился, а захватил
большие территории в Индии, Средней Азии и в Закавказье. Во
время этих боевых походов к нему и попал знаменитый
бриллиант. Шах был убит в 1747 году, а его сокровище оказалось в
руках французского солдата. После многих приключений
камень был куплен в 1794 году графом Орловым для императрицы
Екатерины Великой. Другой знаменитый камень – Кохинор, украшает английскую корону. Надо
сказать, что у русских царей и императоров было много корон.
Кроме знаменитой Шапки Мономаха, бережно сохраняются в
Кремле короны:1)Владимира святого;2) казанская, заказанная
Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и
отправленная после смерти последнего в Москву; 3)
астраханская, сделанная в 1627 году по заказу царя Михаила
Феодоровича; 4) сибирская (альтабасная шапка), сделанная из
золотой парчи; заказана в 1684 году; 5) таврическая (или
шапка Мономаха второго разряда), изготовленная в 1682 году
для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая Петра
Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя
двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича. Кроме
короны и скипетра к высшим регалиям власти относились:
держава, государственный меч, государственная печать и
государственный щит. Держава – это золотой шар, который еще
называют царевым яблоком. Бывший некогда у настоящего
яблока черенок древние греки заменили миниатюрной фигуркой
богини победы Ники. После принятия европейскими странами
христианства, Ника уступила место на шаре кресту.
На
Руси держава как символ власти употреблялась еще при Федоре
Иоанновиче (1557-98), последнем русском царе из династии
Рюриковичей. Последняя держава была изготовлена для
коронации императора Павла. Она сделана из синего яхонта и
отделана бриллиантами (яхонтами у нас в старину называли
два камня – рубин и сапфир; держава – из синего сапфира). «Держава
в своем изначальном значении», - как пишет В. Даль, - уход и
забота. Царь, самодержец – тот, кто держит свою землю,
заботится о ней и своем народе. Кроме того, держава – это
поддержка со стороны всемогущества: Господь и есть «слава,
честь и держава крепости».
Итак,
государь – это хозяин земли. Как царь он осуществляет
Божественную власть, а как самодержец заботится о своем
народе и земле. |