О ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЕ
С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения
Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные
страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и
смерти.
Евангелие от Иоанна рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил
умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у
него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его
смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и
лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его,
сказал: Развяжите его, пусть идет.
Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее...
Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают
окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и
последние дни жизни Спасителя.
Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII,
17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной
жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи
охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он
после крещения Своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус
Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря
на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся
уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него
завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались
предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще
более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть
и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии,
особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона
иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении
многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин
XI, 45).
Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф XXVI, 6), родом из
Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря,
которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин XI, 3. 5.
11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий
и да веруют Его ученики (Ин XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря,
иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что
сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аш,е оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш
(Ин XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший
пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет
(Ин XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа,
обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин XI, 53).
Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они
решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин XII, 10).
Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от
апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее
руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание.
Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев
Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.
Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю
страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания
Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания
иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.
Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских.
Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан
Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения,
произнесенные ими в Лазареву субботу. "Сегодня, говорит св. Златоуст,
Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные
соблазны". В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на
четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке
Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день
Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века
император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с
Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из
священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.
По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим
показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем
воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ
духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус
Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и
Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти
Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и
Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса
Христа всемогущим и Сыном Божиям. Господи, говорит Марфа, аще
бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще
просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси
Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз семь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки.
Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу
небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день
по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит
Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое
восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное
преобразование пакибытия".
Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер
Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею
плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его?
Так Господь предстал гробу Лазареву, "уверяя нам два существа Своя",
говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог
воскресил четверодневного". Как говорит синаксарь в субботу Лазарева
воскрешения:
Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:
Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.
Чтением апостольским на Литургии в эту субботу
Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета -
царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу. с благоговением и страхом
(Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства
благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь
благовествует о событии воскресения Лазаря
|