Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 20:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мои файлы [346]
Заказ церковных треб в Иерусалиме [38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Православные праздники

Главная » Файлы » Мои файлы

Празднование Собора Архангела Гавриила
[ ] 25.03.2009, 19:07
В переводе с греч. Gabriel, Gabrielios – транслитерация евр. gabriel, "муж Божий или сила Божия". Один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил (см. статьи Ангелология, Архангел).

Согласно Евангелию от Луки, архангел Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя – Пресвятой Богородице (Лк 1. 26-38). Архангел Гавриил, как и архангел Михаил (Откр 12. 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом" (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Гавриилу выражение "Ангел Господень" (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень).

В Ветхом Завете Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к "концу определенного времени" (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через "семьдесят седмин" (Дан 9. 20-27).

Большая часть сведений о архангеле Гаврииле содержится в апокрифической литературе. В ангелологии эфиопской версии Еноха книги Гавриил – один из высших ангелов, его функции разнообразны: "Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами" (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция – молитва за живущих на земле: он "пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов" (Там же. 40; Ср. Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: "…и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил" (Там же). Особая роль принадлежит Гавриилу в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же. 54).

В свитке "Война сынов светов против сынов тьмы" из рукописей Мертвого моря "Гавриил" – одно из четырех имен (вместе с Михаилом, Сариилом, и Рафаилом), написанных на щитах "сынов света" (1QM IX 15, 16).

В Таргуме на книгу псалмов Гавриил именуется "великим Сиона", согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Гавриил – тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и прор. Исаии уничтожить военачальников ассир. войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21).

Э. П. Б.

Почитание. В византийской традиции существовал общий культ архангелов Гавриила и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием.

Одним из главных центров почитания архангел Гавриила являлся Назарет, в котором над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление архангела Гавриила Пресвятой Деве во время Благовещения (Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2. P. 140-144). В Константинополе известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесиа Большого дворца, построенной Василием I Македонянином (Janin. Eglises et monasteres. P. 66).

Однако в средневизантийский период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: церкви Таксиархов (Чиноначальников, Taxiarchon (греч.)) в Кастории (IX в.), Фессалонике (2-я пол. XIV в.) и др., монастыри Архангелов на Охридском оз. (X в.), в Прилепе (XI-XII вв.), Леснове (1341) и др., а также в честь Бесплотных сил (греч.- Asomaton) в Фессалонике (Ротонда, нач. IV в.) и в Афинах (XI-XII вв.).

Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил (8 нояб.) в Константинопольских рукописях с IX в. под 26 марта, т. е. на следующий день после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта), появляется особый праздник Собора архангела Гавриила (древнейшая датированная рукопись – написанное в Студийском монастыре Евангелие 891 г. (БАН. РАИК. N 74. Л. 204)). Впоследствии с распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора архангела Гавриила – 13 июля, устойчиво отмечаемое только в поздних редакциях Иерусалимского устава, до этого его появление в литургических месяцесловах было эпизодическим (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267). Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник – Собор архангела Гавриила в Адине (11 июня). Установление праздника связано с явлением Гавриила афонскому иноку в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор, во время Николая II Хрисоверга, патриарха Константинопольского. Однажды незнакомый монах попросился на ночлег в келью некоего благочестивого инока. Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери "Милостивая". Инок по обыкновению славил Богородицу словами: "Честнейшую херувим…", но незнакомец начинал это песнопение со слов: "Достойно есть яко воистину…". Инок попросил его записать начало молитвы, и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, он по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот начал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Согласно источникам, этот камень был позже отправлен в Константинополь, а икона, которая стала называться "Достойно есть", хранится в афонском монастыре Протат. Песнопение "Достойно есть" состоит из 2 частей: "Честнейшую херувим" – ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским (ум. 787), и "Достойно есть" – припева более позднего времени. Из греческого синаксаря невозможно установить, что появилось раньше – праздник в честь богородичной иконы или в честь Собора архангела Гавриила, неизвестно также, об афонской или Константинопольской местности Адда идет речь в повествовании. (Вышний покров над Афоном. М., 1902, 1997. С. 13-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 219-220).

Текстов, посвященных отдельно архангелу Гавриилу, в византийской литературе 2: энкомий и рассказ о чуде архангела Гавриила мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158-2159). Гавриилу также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах архангела Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно архангел Гавриил фигурирует в агиографических источниках совместно с архангелом Михаилом (BHG, N 1290y – 1294c). Подробнее об источниках см. в ст. Михаил, архангел. Кроме того, Гавриил упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z – 129q).

Память архангела Гавриила в календаре сиро-маронитской Церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 дек. и 30 марта.

В католической и в греческих православных Церквах память архангела Гавриила отмечалась 26 марта. Во мн. храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа Римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память архангела Гавриила отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом – 29 сент. Латинская литургическая традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных архангелу Гавриилу. Он упомянут в "Списках Медиоланских святых" (Goffredo da Bussero. Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139) (BHL, N 9035 p). Архангел Гавриил вместе с архангелом Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.

В исламе образ архангела Гавриила воспринят из иудейской и христианской традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) – 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Гавриила духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По др. версии, первые откровения пророку передавал др. ангел, а Гавриил стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).

Источники : ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611.

Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65.

Почитание в Древней Руси. По всей видимости, первоначально архангел Гавриил считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 г. сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью "дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила" (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139). Об этой же церкви митр. Иларион пишет: "Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: "Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!", къ граду же: "Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!"" (БЛДР. Т. 1. С. 50).

Почитание архангела Гавриила достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы. Так, еще в кон. XII в. Новгородский архиеп. Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (ГИМ. Син. N 330. Л. 281 об.). Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя архангела Гавриила, был построен в 1413 г. в Новгороде, на Хревкове ул. (ПСРЛ. М., 2000p. Т. 3. С. 404). Придел во имя архангела Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х гг. XVI в. церкви во имя архангела Гавриила как небесного покровителя вел. кн. Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре (Баталов А. А. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 38, 153, 189, 378). K 1551 г. относится 1-е упоминание о церкви во имя архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704-1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня).

Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич (ум. 1086), Всеволод Мстиславич (ум. 1138), Ярослав Мстиславич (ум. 1198), Ярополк Ярославич (ум. после 1214), Святослав Всеволодович (ум. 1253), Василий III Иоаннович (ум. 1533).


Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в
Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле .

http://www.simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm

Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Просмотров: 2293 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru