Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 25.03.2009, 18:40 |
Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев (1463). 05 март Мощи блгв. князей Феодора, Давида и Константина обретены в 1463 г. и тогда же прославились многими чудотворениями. Ныне они почивают в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля. День памяти святых празднуется и 19 сентября / 2 октября — в день блаженной кончины князя Феодора (+1299). 18 (5 по ст. ст.) марта - день обретения мощей святого благоверного князя Федора Ростиславича Ярославского и Смоленского и чад его Давида и Константина. Ярославские князья Федор Ростиславич Черный и
сыновья его Давид и Константин были канонизированы в 1463 году в
Спасо-Ярославском монастыре при архимандрите Христофоре и ярославском
князе Александре Федоровиче, о чем мы узнаем из записей летописных
сводов под 1463 годом. Более подробно об обретении мощей рассказывают
жития: Началось пение надгробное, и все готовились отдать мощам последнее целование. Когда подняли мощи, случившийся тут соборный священник и его сын, одержимые тяжелой болезнью, оба внезапно получили исцеление при гробнице. Омывали мощи водою, и от этой воды тут же у раки прозрели две слепые женщины. Тогда князь со всем духовным собором прославили Бога и угодников Божиих благоверных князей Федора, Давида и Константина". Святые мощи уже не могли предать земле, они были перенесены в верхнюю церковь, так как чудеса и исцеления продолжали совершаться. Это подробно описано в житиях, а также отразилось в клеймах иконы "Ярославские князья Федор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах" XVI века, которая хранится сейчас в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. Эта икона на сегодняшний день остается главным и самым древним иконографическим образом, посвященным ярославским святым. Единственным, еще более древним изображением, к которому восходит ярославская икона, является покров, датируемый концом XV века из собрания Государственного Исторического музея. Несмотря на то, что покров этот строился 200 лет спустя после кончины Федора Ростиславича, он отличается остротой характеристик изображенных князей. Здесь нельзя, конечно предполагать портретного сходства даже в той мере, какая доступна средневековому искусству, но безусловно, что этот шитый портрет отражает предания о внешнем облике князей, сохранившиеся, очевидно, в княжеской семье. Не нужно забывать, что исполнительницами покрова были прямые потомки Федора Ростиславича. Кроме того, между временем открытия мощей и началом построения покрова прошло всего 30 лет, и лица, присутствовавшие при открытии и видевшие их, могли быть еще живы. Ярославский князь Алексей Данилович присутствовал при вскрытии гробницы своего прадеда и деда и видел мощи. Таким образом, весьма возможно, что память о внешнем облике мощей и покрывающих их одежд сохранилась и в семействе ярославских князей, и среди иноков Спасского монастыря, что позволило создать при построении покрова весьма определенные портретные черты. По всей видимости, многие детали, вошедшие в канон изображения святых, были взяты именно отсюда. Таким и привыкли видеть ярославцы святых на иконных образах: Давид и Константин, слегка заслоненные фигурой отца, представлены в мирских княжеских одеждах. В правой руке каждый из них держит крест. Левая рука каждого из князей покоится на мече, заткнутом за пояс. Князь Давид представлен в виде мужа средовека", с большой округлой бородой и небольшими усами, с подстриженными по-русски" - в скобку" волосами, с тонким прямым носом, темными глазами. Князь Константин такого же роста, как брат, но моложе, без бороды, с небольшими усами, с вьющимися волосами. На головах у братьев надеты небольшие шапки с круглым, довольно высоким верхом и с темно-коричневой, неширокой опушью по низу. На Давиде и Константине длинные кафтаны с опушью в виде растительного орнамента внизу. Длинный кафтан подпоясан у обоих братьев нешироким серебряным пояском. Поверх кафтана у каждого из братьев накинута верхняя одежда с длинными рукавами (охабни или опашни). Черты лика князя Федора строгие, спокойные, более соответствующие лику монаха-аскета, чем князя-воина. Летопись, сообщая о смерти князя, так пишет о Федоре, лежащем на смертном одре: "... по летам старый, по виду седой, с седою нераздвоенною бородою, телом высокий и красивый, со взором умным, на главе схима". Именно такой облик князя, принявшего монашество и был положен в основу иконографии. При создании иконографического образа был выбран тип монаха-схимника, а не воина - заступника, каковым вроде бы и является князь Федор. На первый план выступает святость и безукоризненность князя Федора как христианина и подчеркивается превосходство его монашества над царством". Точно так же и соотношение житийных клейм, посвященных земной жизни Федора Черного, и клейм, посвященных чудесам (14 к 22-м), говорит о том, что с точки зрения художника посмертные чудеса князя являются важнее его прижизненных деяний. О том, что почитание ярославских святых становится общерусским (что и было закреплено на Макарьевских соборах) свидетельствует то количество образов, которые по сей день существуют не только на Ярославской земле. Иконы, посвященные ярославским князьям, пишутся на родине святого Федора - в Смоленске. Это, например, икона "Св. благоверные князья Федор, Давид и Константин" из Смоленского художественного музея, написанная уже в XVI веке. Образ ярославских князей Федора, Давида и Константина появляется в росписях главных московских храмов - Благовещенского и Архангельского. И, конечно, образ ярославских князей присутствует, часто и не единожды, может быть за редким исключением, практически во всех ярославских храмах. В ряду ярославских памятников самым ранним фресковым изображением ярославских святых являются изображения святых князей Федора, Давида и Константина на северном столбе и на пилястре галереи Спасо-Преображенского собора. Храм расписан в 1563-1564 году. Настолпные изображения святых Федора, Давида и Константина есть в храмах Николы Надеина, Рождества Христова, Николы Мокрого, Ильи Пророка, Дмитрия Солунского. Изображение святых украшает западную стену Никольского придела храма Спаса на Городу. Образы ярославских святых князей присутствуют в других храмах Ярославского края. Например, в Троицком соборе Переславля-Залесского. Собор возведен в 1530 году по обету великого князя московского Василия в честь рождения сына - будущего царя Ивана Грозного. Существующая роспись собора относится к 60-м годам XVII века. Над ней работали выдающиеся живописцы того времени: костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев и Семен Павлов В.Г.Брюсова отмечает: "На столпах - фигуры святых в рост: святые воины. Вселенские и русские святители, князья. Среди них - Сергий Радонежский, Даниил Переславский, Даниил, митрополит московский, ростовские епископы, Антоний и Феодосий Печерские, Кирилл Белозерский и другие. В таком количестве, как здесь, русские церковные и исторические деятели до сих пор не встречаются в росписях храмов". Есть среди них и ярославские святые. Фреска с изображением ярославских князей Федора, Давида и Константина находится на западной грани южного столба, во втором ярусе. Самый знаменитый тутаевский храм - Воскресенский собор по праву входит в число лучших памятников ярославского зодчества. Росписи Воскресенского собора в Тутаеве датируются 70-ми годами XVII столетия. Фреска с изображением ярославских князей Федора, Давида и Константина находится во втором ярусе западной грани южного столба. Как можно было уже видеть, изображения ярославских
святых появляются не только в Ярославских храмах. Еще одним таким
примером является храм Казанской Божией Матери в городе Рыбинске (1697
г.). В Казанской церкви сохранились росписи, выполненные в 1767 - 1768
гг. Храм расписывала артель ярославских мастеров, среди которых -
представители известной династии ярославских мастеров Михаил и Ефим
Сопляковы, сын и внук Алексея Ивановича Соплякова, одного из ведущих
ярославских художников первой половины XVIII столетия. Фреска с
образами ярославских святых благоверных князей Федора, Давида и
Константина находится на стене дьяконника справа от алтаря. Еще одна
рыбинская церковь, в которой мы можем видеть образы ярославских святых
- церковь во имя Святителя Тихона Задонского и преподобного Александра
Свирского (1882 г.). С именем ярославских святых тесно связана и
Толгская обитель под Ярославлем. Поэтому неудивительно, что образы
святых ярославских князей Федора, Давида и Константина появляются здесь
неоднократно. Это и наружная фреска надвратной Никольской церкви,
иконостасные образы ярославских святых в нескольких храмах обители. Но
самой уникальной является роспись придела Введенского собора Толгского
монастыря, освященного во имя святых князей Федора. Давида и
Константина, ярославских чудотворцев. Собор построен в 1681-1683 гг.
игуменом Гордианом, а в 1690 - 1691 годах был расписан ярославскими
иконописцами - Дмитрием Семеновым-Сибиряком, Федором Федоровым,
Василием Осиповым и др. Южный придел собора полностью расписан на темы
княжеской святости, основной цикл росписей посвящен житию Федора
Ростиславича. Здесь показано его рождение, пребывание его в Орде и
ссора с ярославцами после возвращения в Ярославль, женитьба на дочери
хана. Кончается цикл сценами предсмертного прощания Федора с семьей в
Спасо-Преображенском монастыре и его праведной кончины. Заказал
строительство и росписи этого придела прямой потомок князя Федора,
ярославский князь В.Ф. Жировой-Засекин. Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов
в | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri | |
Просмотров: 3503 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |