583 х 800Крещение.
Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора г.Владимира. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Около 1408 года.
|
|
Богоявление, или Крещение Господне, празднуется 6(19) января в память
крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Евангелие рассказывает, как
пророк Иоанн Предтеча крестил, то есть омывал грехи, людей, решивших
покаяться и изменить свою жизнь в ожидании скорого пришествия Мессии
(Спасителя). В толпе людей, пришедших креститься, Иоанн увидел Иисуса,
греха не ведающего и не нуждающегося в крещении. Но Христос настоял на
крещении, хотя Иоанн поначалу и отказывал Ему. В момент погружения
Иисуса в воды Иордана Бог явил Себя людям как Святую Троицу: Бог-Отец с
небес громогласно возвестил о Боге-Сыне, Иисусе, а Дух Святой сошел на
Сына в виде голубя, отсюда название праздника — Богоявление. Не имеющий
никаких грехов Иисус своим погружением в Иордан освятил его воды. В
честь этого Церковь совершает праздник Богоявления — Великое
водоосвящение.
Крещенская святая вода — великая святыня для
православного человека, она хранится круглый год и употребляется «ко
очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко
всякой пользе». По образу водного крещения Спасителя Церковь установила
таинство крещения — священное действие, через которое человеку тайно,
невидимо сообщается спасительная сила Божия. Человек, принявший
крещение, становится полноправным членом Церкви Христовой: «Кто не
родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие»,— говорит
Спаситель. С Крещения началось общественное служение Христа:
наставление учеников, проповедование Царства Божия, исцеление больных и
многие другие чудеса.
Иконография Крещения сложилась на основе
синоптических Евангелий, ее формирование началось в древнехристианский
период вместе с установлением праздника Крещения во II в. (Мтф. 3;
13—17; Мк. 1; 9—11; Лк. 21—22). В то время когда Иоанн Предтеча
проповедовал на Иордане и крестил народ, Иисусу Христу исполнилось
тридцать лет. Спаситель пришел к Иоанну и просил от него крещения;
Иоанн сначала удерживал его, но потом крестил. И крестившись, Иисус
вышел из воды, и разверзлись над ним небеса: Иоанн увидел Духа Божия,
который в виде голубя спускался на Иисуса, с неба был слышен глас: «Сей
есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». «Господи, когда
Ты крестился в Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца
свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде
голубя, подтверждал истинность слов (Отца): Христе Боже, явившийся и
просветивший мир, слава Тебе» (тропарь).
Главное лицо в сюжете Крещения — Спаситель,
изображенный стоящим глубоко в воде, в большинстве случаев, обнаженным
(иногда с повязкой на чреслах, появившейся не ранее XII—XIII вв.).
Голова Христа обычно наклонена в знак смирения и покорности, правая
рука — благословляющая (символ освящения Иордана и воды крещения).
Предтеча представлен слева, возлагающим руку на голову Христа. Справа —
ангелы, число которых строго не определено. Их задрапированные руки и
покровы в руках указывают на реальную деталь ритуала крещения: они
выполняют роль восприемников. Небо часто изображается в виде сегмента
круга, Дух Святой — традиционно в виде голубя. Праздник Крещения носит
также название праздника Богоявления, что полностью читается в
иконографии: Бог явил себя людям, что он есть Пресвятая Троица: Бог
отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой
сошел в виде голубя. Иордан изображается между двух утесов; на дне реки
мы видим олицетворение Иордана и моря в виде человеческих фигур —
редкая иконографическая деталь с античными корнями в искусстве
христианского Востока.
|
|
599 х 800Крещение.
Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
1497 год.
|