Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 26.08.2009, 22:25 |
Рождество Богоматери. Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497г. Рождество Богоматери. Первая половина XVIв.Первая половина XVIв. Слово на Рождество Богородицы.
Житiя святыхъ, изложенныя по руководству Четьихъ-Миней Димитрiя, митр. Ростовскаго. Изъ какихъ же веществъ создалась сія палата? Воистину — изъ драгоцѣннѣйшихъ: ибо произошла, какъ отъ драгоцѣннаго камня, изъ царскаго рода, отъ Давида, который вложеннымъ въ пращу камнемъ, прообразовавшимъ камень — Христа, поразилъ Голіаѳа (1 Цар. 17, 39-51) [6]; и, какъ изъ благовонныхъ деревьевъ кедра и кипариса, Дѣва Богородица родилась изъ рода архіерейскаго, приносящаго благовонныя жертвы Богу. Отецъ ея, святый праведный Іоакимъ, былъ сыномъ Варпафира, ведущаго свое происхожденіе отъ сына Давидова Наѳана, а мать ея, святая праведная Анна, была дочерью священника Матѳана изъ племени Ааронова; такимъ образомъ, Пречистая Дѣва по отцу была рода царскаго, а по матери — архіерейскаго. О, изъ сколь драгоцѣннѣйшихъ веществъ, — разумѣю пречестнѣйшее происхожденіе, — создалась Царю славы одушевленная палата! И какъ въ Соломоновомъ храмѣ каменныя и деревянныя зданія пріобрѣтали особенную цѣнносгь отъ чистаго золота, которымъ были позолочены; такъ въ рождествѣ Пресвятой Богородицы благородство царскаго и архіерейскаго происхожденія еще болѣе заслужило почтенія отъ цѣдомудрія святыхъ Ея родителей, которое дороже,нежели злата и сребра сокровища: честнѣйша же есть каменій многоцѣнныхъ! всяко же честное недостойно ея есть (Прит. 3, 15). Ибо Пресвятая Дѣва родилась отъ цѣломудренныхъ родителей, что выше всякаго благородства. О семъ святый Дамаскинъ, обращаясь къ святымъ праведнымъ Богоотцамъ, говоритъ такъ: «о блаженные супруги, Іоакимъ и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 16. 20). Вы устроили свою жизнь, какъ благоугодно Богу и какъ достойно сіе Рожденной отъ васъ. Ибо, живя цѣломудренно и праведно, вы произрастили сокровище дѣвства, — разумѣю Дѣву: прежде рождества Дѣву, въ рождествѣ Дѣву, по рождествѣ Дѣву, и всегда Дѣву, единую приснодѣвствующую и умомъ, и душею, и тѣломъ. Подобало же, чтобы дѣвство, отъ цѣломудрія рожденное, было принесено плотію Самому Единородному Свѣту. О, двоица чистѣйшихъ словесныхъ горлицъ, Іоакимъ и Анна! вы, соблювъ цѣломудренно законъ природы, божественно сподобились сверхъестественныхъ дарованій, и родили міру Дѣву, Божію Матерь. Вы, благочестиво и праведно поживъ въ человѣческомъ естествѣ, произвели Дщерь высшую ангеловъ и нынѣ владычествующую надъ ангелами. О, прекраснѣйшая и сладчайшая Дщерь! О, кринъ, выросшій посреди тернія отъ благороднѣйшаго царскаго корня! Тобою обогатилось царство священства» [7]. Сими словами святый Дамаскинъ ясно показываетъ, отъ каковыхъ родителей рождена Божія Матерь, изъ сколъ драгоцѣннѣйшихъ веществъ устроена палата Царя Небеснаго. На какомъ же мѣстѣ была устроена сія одушевленная палата? Воистину — на высочайшемъ, ибо Церковь даетъ о ней слѣдующее свидѣтельство: истинно вышши всѣхъ еси Дево Чистая [8]; но выше — не мѣстомъ, а добродѣтелями и высотою Божіихъ дарованій. Мѣстомъ же, гдѣ родилась преблагословенная Дѣва, былъ небольшой городъ въ землѣ Галилейской, называемый Назаретомъ, зависѣвшій отъ большого города Капернаума [9], и жители его были презираемы, почему и о Христѣ было сказано: отъ Назорета можетъ ли что добро быти? (Іоан. 1, 46). Но Господь, на высокихъ живый и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5), благоизволилъ, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не въ Капернаумѣ, въ своей гордынѣ до неба вознесшемся, а въ смиренномъ Назаретѣ, ибо еже есть въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15), а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоцѣнно у Него. Самое имя Назарета при семъ изображаетъ высоту добродѣтелей Пречистой Дѣвы. Ибо какъ въ Своемъ рождествѣ Господь чрезъ Виѳлеемъ, что значитъ: «домъ хлѣба» [10], тайно прообразовалъ то, что Онъ есть хлѣбъ, сшедшій съ неба [11] для оживотворенія и укрѣпленія людей: такъ и въ рождествѣ Пречистой Своей Матери Онъ чрезъ Назаретъ изображаетъ возвышенные предметы: ибо наименованіе «Назаретъ» означаетъ цвѣтущее, огражденное, увѣнчанное и сокровенное мѣсто [12]: и все сіе ясно предъизображаетъ Пресвятую Дѣву. Она есть цвѣтъ, прозябшій отъ неилодной и застарѣлой утробы сухого дерева, цвѣтъ неувядаемый, присноцвѣтущій дѣвствомъ. цвѣтъ благоухающій, родящій благоуханіе Единаго Царя, — цвѣтъ, приносящій плодъ — Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она освящена благодатію нашедшаго на Нее и осѣнившаго Ее Святаго Духа и есть святѣйшая всѣхъ святыхъ, какъ родившая всѣхъ святыхъ святѣйшее Слово [13]. Она исключена изъ числа грѣшныхъ земнородныхъ, какъ чистая и непорочная, и не только Сама чужда грѣха, но и грѣшниковъ отводитъ отъ беззаконій, какъ и взываетъ къ Ней Церковь: радуйся, скверныхъ изъимающая дѣлъ [14]. Она увѣнчана славою и честію: увѣчана славою, ибо произросла изъ царскаго корня; увѣнчана честію, потому что произошла изъ племени архіерейскаго. Увѣнчана славою, потому что произошла отъ цѣломудренныхъ родителей; увѣнчана честію, потому что почтена благовѣщеніемъ и служеніемъ архангела. Увѣнчана славою, какъ Матерь Божія; ибо что можетъ быть славнѣе того, какъ родить Бога? Увѣнчана честію, какъ Приснодѣва; ибо что можетъ быть почетнѣе, какъ пребыть и по рождествѣ дѣвою? Увѣнчана славою, славнѣйшая серафимъ, какъ серафимски возлюбившая Бога. Увѣнчана честію, честнѣйшая херувимъ [15], какъ превзошедшая херувимовъ мудростію и познаніемъ Божества: слава же и честь и миръ всякому дѣлающему благое (Рим. 2, 10), говоритъ апостолъ. Но найдется ли кто изъ земнородныхъ болѣе добродѣтельный, чѣмъ Пречистая Дѣва? Она сохранила всѣ заповѣди Господни, исполнила всю волю Господа, всѣ наставленія Его соблюла, всѣ слова Его сокрыла въ сердцѣ Своемъ, оказала ближнимъ всѣ дѣла милосердія. Посему достойно Она увѣнчана, какъ творящая всеблагое. Она же есть и нѣкое хранилище; ибо сохранила сокровище Своего дѣвическаго цѣломудрія столь тщательно, что даже ангелу не хотѣла ввѣрить оное, потому что, увидѣвъ ангела, Она смутилась отъ словъ его и размышляла, что бы значило сіе привѣтствіе (Лук. 1, 29). Все сіе Назаретъ прообразовалъ въ Пречистой Дѣвѣ своимъ наименованіемъ. И кто не скажетъ, какъ высоко воздвиглась та палата Христова по добродѣтелямъ и дарованіямъ Божіимъ? Она высока, ибо дарована съ неба, хотя родилась на землѣ отъ земнородныхъ; — съ неба, ибо, какъ говорятъ нѣкоторые изъ богопросвѣщенныхъ мужей, архангелъ Гавріилъ, благовѣстившій Захаріи о рожденіи Іоанновомъ, благовѣстилъ Іоакиму и Аннѣ о зачатіи Пресвятой Богородицы и принесъ съ неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! родишь ты дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Марія». Итакъ Она, безъ сомнѣнія, можетъ быть названа градомъ святымъ, Іерусалимомъ новымъ, сходящимъ съ неба отъ Бога (Апок. 21, 2), скиніею Божіею. Высока сія Божія скинія, ибо, родивъ Царя Христа, Она возвысилась паче серафимовъ. О, высота, неудобовосходимая для человѣческихъ помысловъ! А какова красота той мысленной Христовой палаты, — о семъ послушай того же сладкоглаголиваго Іоанна Дамаскина, вѣщающаго о Ней слѣдующее: «Она принесена Богу, Царю всѣхъ, одѣянная благолѣпіемъ добродѣтелей, какъ бы золотою ризою, украшенная благодатію Духа Святаго, и слава Ея внутри Ея: ибо какъ для всякой жены слава ея — мужъ, приходящій отвнѣ, такъ слава Богородицы внутри Ея, т. е. плодъ чрева Ея» [16]. И еще Дамаскинъ говоритъ, обращаясь къ Ней: «О, Дѣво Богоблагодатная, святая Церковь Божія, которую духовно создалъ оный сотворившій міръ Соломонъ (Премудрый Творецъ міра) и вселился въ Нее! Не золотомъ, не бездушными камнями украшена Она, но, вмѣсто золота, сіяетъ Духомъ, вмѣсто дорогихъ камней, имѣетъ многоцѣнный бисеръ — Христа [17]. Таково украшеніе той палаты, гораздо прекраснѣе бывшаго въ храмѣ Соломоновомъ, въ которомъ были изображены подобія херувимовъ, деревьевъ и цвѣтовъ. Но и въ сей одушевленной Церкви, въ Пречистой Дѣвѣ, ясно виденъ образъ херувимскій: ибо Своимъ херувимскимъ житіемъ Она не только сравнялась съ херувимами, но и превзошла ихъ. Если Церковь обыкла иныхъ святыхъ называть херувимами, воспѣвая: что васъ наречемъ святіи? – херувимы, яко на васъ почилъ есть Христосъ [18], то тѣмъ паче Дѣва Богородида есть херувимъ, ибо въ Ней Христосъ почилъ тѣломъ Своимъ, и на пречистыхъ рукахъ Ея Богъ возсѣлъ, какъ на престолѣ: Дѣва стала престоломъ херувимскимъ. Она имѣетъ въ Себѣ подобіе и деревьевъ благоплодовитыхъ, духовно содѣлавшись маслиною плодовитою въ дому Божіемъ и цвѣтущимъ финикомъ (Псал. 55, 10), почему нынѣ и именуется садомъ живоноснымъ, когда Церковь воспѣваетъ: отъ неплоднаго корене Садъ живоносенъ израсти намъ – Матерь Свою, Иже чудесъ Богъ [19]. Все сіе говорится о красотѣ Ея духовной. Но Она не была лишена и красоты тѣлесной, какъ о томъ свидѣтельствуютъ многіе учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будетъ такой прекрасной дѣвы, какова была Дѣва Богородица, узрѣвъ Которую, святый Діонисій Ареопагитъ [20] хотѣлъ бы наречь ее Богомъ, если бы не зналъ Бога, отъ Нея рожденнаго. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просіявала и на Ея пресвѣтломъ лицѣ. Таковую предуготовалъ себѣ палату на землѣ Царь Небесный, — палату прекрасную душею и тѣломъ, яко невѣсту украшену мужу своему (Апок. 21, 2), — притомъ палату пространную: чрево Ея пространнѣе небесъ содѣла [21], и вмѣстился въ Ней невмѣстимый Христосъ Богъ. Палаты царскія обыкновенно строются обширными, такъ чтобы они могли вмѣстить не только царя, но и множество предстоящихъ слугъ и приходящихъ къ нему отовсюду людей. Обширное селеніе Слова, Пречистая Дѣва, пространно не только для Бога-Слова, какъ Царя, но и для насъ, притекающихъ рабовъ къ Богу, вселившемуся въ Нее: Бога вмѣщаетъ во угробѣ, насъ же въ Своемъ благоутробіи. Избранный сосудъ Божій, святый апостолъ Павелъ, движимый любовію, говорилъ къ своимъ возлюбленнымъ чадамъ: сердце наше распространися: не тѣсно вмѣщается въ насъ (1 Кор. 6, 11-12). Но у кого изъ святыхъ можетъ найтись столь пространное благоутробіе, какъ Маріино о Богѣ благоутробіе? Здѣсь вмѣщается и цѣломудренный, и грѣшному здѣсь не тѣсно. Кающійся имѣетъ въ Ней свое мѣсто, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно таму, какъ Ноевъ ковчегъ служилъ пристанищемъ не только чистымъ, но и нечистымъ животнымъ. Въ благоутробіи Ея безъ тѣсноты вмѣщаются всѣ скорбящіе, обидимые, алчущіе, странствующіе, обуреваемые, больные: ибо не можетъ не быть милосердной та утроба, которая родила намъ благого Бога. Палаты царей земныхъ охраняетъ много вооруженной стражи, которая не всякаго, желающаго войти въ нихъ впускаетъ, но удерживаетъ, внимательно разслѣдуя, откуда и зачѣмъ идетъ. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и безчисленными ликами ангеловъ и всѣхъ святыхъ, но, тѣмъ не менѣе, въ двери Ея благоутробнаго милосердія никто не препятствуетъ войти, если бы кто сего пожелалъ: ни стражи не отталкиваютъ, ни воины не отгоняютъ и не разслѣдуютъ, зачѣмъ кто идетъ, но всякій входитъ въ нихъ безпрепятственно съ моленіемъ пріемлетъ даръ по благопотребному прошенію. Итакъ, будемъ прибѣгать къ милосердію Рожденной отъ неплодной утробы съ таковымъ привѣтствіемъ: Радуйся, всенепорочная палата Царя всѣхъ! Радуйся, селеніе Бога и Слова, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ, и Тебѣ, Дочери Отца, Матери Сына, Невѣстѣ Святаго Духа, да будетъ отъ насъ смертныхъ честь и слава во вѣки. Аминь.
Примѣчанія: Печатается по изданію: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. – Изданіе второе. – М.: Синодальная Типографія, 1903. – С. 174-184. http://guest-2.livejournal.com/504051.html | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
| Теги: | |
Просмотров: 1844 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |