Мои файлы [346] |
Заказ церковных треб в Иерусалиме
[38]
Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов в Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
|
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 26.08.2009, 02:39 |
На самом деле известно немало монастырей,
посвященных великомученику Пантелеимону, и они в очень тесной связи
состояли друг с другом. Так, в Охридской архиепископии, откуда по
мнению ряда компетентных специалистов, Россия приняла и христианство, и
первое православное духовенство, был монастырь святого Пантелеимона,
основанный Климентом Охридским. Затем в Солуни (современный греческий
город Салоники) тоже был издревле монастырь в честь великомученика, а
это ближайшее место к Святой горе Афон, и отсюда возникает неразрывное
преемство «пантелеимоновских» монастырей. Тем более, что именно из
Солуни к нам на Русь пришли первые просветители славянские
равноапольстольные Кирилл и Мефодий. Их так и называют — «солунские
братья». И эта
цепочка с крещением Руси перекинулась и в нашу страну. Известно, что
монастыри, которые были основаны на Руси афонскими насельниками и жили
по афонскому уставу, по сей день именуются «северным Афоном»,
«уральским Афоном» и прочие. Почитание великомученика Пантелеимона
пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских
Пещерах, начало которой положил наш «Антоний Великий» русского
монашества — преподобный Антоний Печерский. На это он получил
благословение на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно
историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень
популярным и его часто давали младенцам при крещении. Известно, что
великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С
ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное
в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого
великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в
битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как
Целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя
воинов. Особым
центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под
командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские
победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в
1720 году в день памяти великомученика — 27 июля (9 августа н.ст.).
Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор
сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых
полосок. В благодарность за небесную помощь Великомученика русскому
флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был
воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в
честь этого святого в России. Иконостас Успенского храма (скит Ксилургу) Хрисовул императора Алексея III Комнина (из библиотеки монастыря Дионисиат на Афоне)В хрисовуле (илл. 8) византийского императора Андроника Палеолога, датируемом 1312 годом, ктитором «находящейся на св. горе честной обители Россов, чествуемой во имя св. Пантелеимона» назван сербский правитель. Дело в том, что именно в этом древнейшем афонском монастыре возникла и окрепла духовная связь русского и сербского народов. В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой — первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I). В
память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347
году даровал русской обители в знак благоволения главу святого
великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней
сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле:
«Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного
страстотерпца, бессребренника и целителя Пантелеимона, которая имеет на
себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и
царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов» (илл. 9). С
этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в
русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в
1812 году был заложен и в 1819 году освящен вселенским патриархом
Григорием V величественный кафоликон в византийском стиле, в алтаре
которого находится ковчег с честною главой. За всю многовековую историю честная глава Целителя Пантелеимона только лишь трижды покидала пределы Афона. Первый раз — в начале XIX века ее перемещали в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз — в 1996 году (в разгар перестройки) мощи были принесены в Москву. И третий раз — в 2000 юбилейном году — святой Пантелеимон посетил три столицы Российского государства: Киев, Санкт-Петербург и Москву, что сочли знамением единства Русской земли, знаком того, что Целитель Пантелеимон молится за всю Россию, не разделяя ее границами СНГ. Хотя надо сказать, что привоз в Россию очень сложен, потому что вывезти любые святыни со Святой горы Афон уже давно сильно затруднено, и лишь по особому разрешению Священного Кинота. Тем более это стало невозможным для России после большевистского переворота, когда полностью пропала связь с Афоном. Это было особенно прискорбно, ведь в начале XX века как никогда процветала монашеская республика на Афоне, благодаря прежде всего многочисленному русскому монашеству. В свою очередь, тот невероятный подъем духовной жизни, который наблюдался тогда в России, был связан с расцветом русского насельничества на Святой горе Афон. В наши дни чинятся всяческие препятствия восполнению негреческого монашества (а это неотъемлемое историческое право любого афонского монастыря!) — якобы это приведет к усилению гегемонии России в данном регионе. В начале этого года вселенский патриарх Варфоломей даже запретил переписку русского Свято-Пантелеимонова монастыря с Московской Патриархией, настаивая на том, чтобы это осуществлялось исключительно через вселенскую Патриархию. Вел. кн. Алексей Александрович во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря в июне 1867 г. (фото из библиотеки Свято-Пантелеимонова монастыря) Между тем, когда благословенную землю Афона — земного удела Пресвятой Богородицы — посещал в XIX веке представитель российского императорского дома (илл. 10), это становилось торжеством для всей Святой горы Афон. Для всего афонского многонационального монашества это было чаемое посещение помазанником Божиим их бедных краев, находившихся под властью турок. Кроме того, они, конечно же, ждали пожертвований (и всегда их надежды неизменно оправдывались!). Надо сказать, что в нашем монастырском помяннике записан император Александр I. Факт, совершенно не известный никаким его биографам, в отличие от популярных сведений об императорах Александре II и Александре III, которые записаны во многих афонских синодиках как ктиторы, будучи щедрыми жертвователями на церковные постройки Святой горы Афон. Чудотворная икона Богородицы «Кукузелисса» (Ватопед) Святая
гора АфонСвятая гора Афон Эта одна из многих тайн «северного Сфинкса»
связана с тем, что именно благодаря российскому императору Александру I
сохранились все афонские монастыри. В 1821 году, во время восстания
греков, на Афон вступили турецкие войска и заняли монастыри; взята была
большая контрибуция, некоторые монастыри были ограблены и разорены;
монахов частью разогнали, а частью предали смерти. Султан Махмуд хотел
срыть монастыри, но пощадил лишь по ходатайству императора Александра
I, который настоял на том, чтобы их спасти. После этого Афон стал
пополняться монахами только после заключения мира русских с турками в
Адрианополе в 1829 году. Если бы не это заступничество великой России,
то ни о каких афонских монастырях как ценнейшем культурном наследии
всей Европы сегодня не могло быть и речи (илл. 11).
Надо упомянуть о том, что и Крымская война была развязана именно из-за
Святых мест в Иерусалиме — такое доминировало благочестие в мировой
политике, что инциденты происходили именно вокруг судьбы христианских
святынь, а вовсе не из-за меркантильных интересов. Вечная идея
панславизма, идея возрождения братства славянских государств (задолго
до нынешнего Европейского Союза!), подспудно сохранялась во всех
восточных военных кампаниях, которые вела Россия как правомочный
преемник Византийской державы. Российская империя постоянно отстаивала
интересы всех православных христиан, которые находились под властью
Турции, и парадоксальным образом, добиваясь каких-то успехов благодаря
огромным кровопролитным потерям в войнах, тут же теряла свое
политическое влияние на освобожденных славянских и греческих землях.
В частности, после русско-турецкой войны известной 62-ой статьей
Берлинского договора от 13 июня 1878 года были гарантированы права всех
монашеских общин Святой горы Афон, которые впервые получили
международную санкцию своих привилегий. Это юридическое положение
сохранялось и после большевистского переворота, когда Россия уже никоим
образом не могла вести активную международному политику. По Севрскому
договору 1920 года обязательства «признавать и охранять традиционные
права и свободы, которыми пользовались НЕ ГРЕЧЕСКИЕ монашеские общины
Горы Афона, согласно постановлениям Берлинского договора» были
возложены на Грецию. Причиной этому стала аннексия греками Афонского
полуострова, провозглашенная в королевском декрете 2 ноября 1912 года,
что нашло отражение в Бухарестском мирном договоре 1913 г. Получается,
что накануне мировой войны 1914–18 гг., во время которой союзники
дважды производили мобилизацию на Афоне, забрав все молодое поколение
послушников на Салоникский фронт, была установлена монополия над
негреческими общинами на Афоне со стороны греческого правительства. До
1926 года сохранялись прежние исторические условия, как вдруг, не
считаясь с международными договорами и обязательствами, греческое
правительство издало закон от 10 сентября 1926 г. «Об утверждении
Устава Святой Горы», объявив Афон греческой территорией, и с тех пор
туда был полностью ограничен доступ всех монахов — не греков.
Следует заметить, что сами греки испытывают серьезные юрисдикционные
проблемы, связанные со статусом «новых территорий», присоединенных к
Греции в 1912 г. Достаточно напомнить о недавнем конфликте между
вселенским Патриархатом и Элладской Православной Церковью, которая
пыталась отстоять автономию митрополий «новых территорий», якобы
перешедших в юрисдикцию Афин еще в 1928 году. Что касается Афона, то
вплоть до XIV в. он напрямую подчинялся византийскому императору, пока
уже упомянутый нами Андроник Старший не отказался от непосредственного
управления Афоном и не подчинил его власти Константинопольского
патриарха.
В настоящее время Греция, вступив в шенгенское соглашение и в ЕС,
сохранила все прежние обязательства, которые были приняты греческим
правительством, и поэтому были особо оговорены права Афона, закреплен
статус Афона как греческой территории со своей автономией монашеской
республики. Однако ЕС неожиданно стало проводить политику феминизации,
и начались международные скандалы, связанные с Афоном, в частности,
связанные с ущемлением прав женщин (которым по-прежнему запрещен доступ
на территорию Святой горы Афон в соответствии с древним аватоном,
запрещающем вход на полуостровов не только женщинам, но и самкам
животных (ст. 186 Устава). Сегодня Греция стоит перед тяжелым выбором,
вплоть до выхода из ЕС, если она откажется пересмотреть те условия, под
которыми она вступала в шенген. Откажется сохранить права Святой горы
Афон. Святая гора Афон Невозможно не упомянуть в связи со столь славным 1700-летним юбилеем почитаемого всем афонским монашеством святого великомученика и целителя Пантелеимона, что Афон окружают всяческие легенды, связанные с природными реалиями, в частности с высотой Святой горы (илл. 12). Этот пик был издревле известен под названием Акта («Мыс») в античных источниках и упоминался уже в трудах «отца истории» Геродота. По греческим мифам в подножье горы погребен мифический гигант Афон из Фракии, который был побежден богом Посейдоном. Эта древняя легенда была востребована при Александре Македонском, придворный архитектор которого Динократ даже планировал переделать всю Святую гору Афон в гигантское изваяние этого знаменитого покорителя вселенной. Чудотворная икона Богородицы Вратарницы (Ивер) С
высотой горы, с ее уникальным расположением и связаны некоторые
христианские легенды, которые до сих пор бытуют и у монахов и у
паломников. Но эти популярные сказания подчас опровергаются
документальными данными. Так, известно пророчество о конце света,
связанное с тем, что знаменитая Иверская икона (илл. 13) уйдет с Афона
так же, как она пришла, по морю. Тогда и наступит конец света, время
которого определялось в предсказаниях по высоте горы Афон. В
большинстве путеводителей указано, что гора имеет высоту 2033 метра.
Так вот 2000 юбилейный год христианства мы уже праздновали, а
оставшиеся 33 года — это земные годы Христа.
Однако, согласно современным геодезическим данным и совершенно точным
измерениям по военным приборам, высота горы насчитывает ровно 2026
метров. Так что, кому как удобнее считать, — то ли на 7 лет ближе конец
света, то ли пророчество оказалось не вполне в ладу с замыслом
Божественного домостроительства. Как бы то ни было, мир держится по
молитвам святых, и одного из них любят все и верующие, и неверующие как
«Всемирного Целителя душ и телес», который помогает людям вот уже 1700
лет! Ульянов Олег Германович, Полномочный представитель Русского на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря в 2000–2004 гг. | |
Категория: Мои файлы | Добавил: simvol-veri
| Теги: | |
Просмотров: 3496 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 0 | |